Спасибо, что неживой. Американцы начали массово вооружаться против зомби
Хитом продаж в американских оружейных магазинах стали "Пули против зомби". Напуганные несколькими случаями каннибализма люди верят: только эти патроны спасут их от нападения людоедов
Вооруженный мужчина средних лет пугливо озирается среди брошенных автомобилей. Из-под рыхлой земли показываются чьи-то пальцы. Он бросает сумку и перепрыгивает через капот машины, вытаскивая из кобуры пистолет. Бедолага в окружении: ожившие мертвецы покидают свои могилы и нападают со всех сторон. Он стреляет, но пули не причиняют зомби вреда. "Zombie Max. Будь готов!" — провозглашает реклама "Пуль против зомби" на фоне бредущей толпы мертвецов.
Этот ролик компании Hornaday Manufacturing, крупнейшего американского производителя амуниции и патронов, вышел как нельзя кстати. В конце мая и начале июня в США произошло несколько случаев каннибализма. В Майами (Флорида) 31-летний Руди Юджин напал на бездомного 65-летнего бродягу и буквально отгрыз ему часть лица. Полиция застрелила нападавшего. Бездомный выжил, но его лицо было изуродовано. Затем 21-летний Брэндон де Леон попытался откусить руку офицера полиции в одном из ресторанов фастфуда в Майами. Де Леон бросался на людей и щелкал зубами, пытаясь их укусить. Полиции пришлось надеть на него намордник. Через пару дней в городке Скотт (Луизиана) 43-летний Карл Жакно вцепился своему соседу в лицо, но тот прыснул ему в глаза спреем для насекомых и сумел спастись. Еще через неделю 21-летний студент колледжа Алекс Киньюа напал на своего соседа по комнате, зарезал его и съел сердце и часть мозга. После чего Киньюа рассказал обо всем в соцсетях и задал своим знакомым и друзьям вопрос: "Достаточно ли вы сильны, чтобы совершать массовые ритуальные жертвоприношения и при этом оставаться адекватным?" Вскоре он был арестован. Но выстроившиеся в кровавую цепочку случаи уже посеяли среди воспитанных Голливудом граждан панику: вспышки каннибализма по всей стране заставили американцев говорить об "эпидемии зомби" и готовиться к обороне.
По дороге с облаками
У полицейских уже есть рабочее объяснение происходящего: следователи винят во всем новомодный синтетический наркотик "Девятое облако". Правоохранительные органы выяснили, что все нападавшие принимали этот препарат. Он продается в упаковке с надписью "Соль для ванн" и по своему действию похож на распространенный в фармакологии стимулятор — алкалоид эфедрин. В случае передозировки человек начинает вести себя агрессивно, у него возникают галлюцинации, тошнота, параноидальное поведение. Власти подстраховались и запретили продажу "Девятого облака" в 38 штатах. Впрочем, его по-прежнему можно заказать через интернет. Полиция просит сообщать обо всех случаях агрессивного поведения, но граждане предпочитают вооружаться, а не ждать, когда их спасет проезжающий мимо патруль.
"Пули от зомби" сегодня сметают с полок оружейных магазинов. Хотя единственное отличие патронов от других — помеченный краской зеленый кончик. 7,62 мм калибр стоит $170 за 500 штук. Упаковка мелкокалиберных обойдется дешевле.
"Только что купил 12 коробок Z-Max в местном магазине по $12,95 за штуку, — говорит Майкл Хилл. — Мне понравилась их рекламная кампания. А что? Пули неплохие. В крайнем случае можно попрактиковаться, если на вас нападут грабители".
В Hornaday Manufacturing не скрывают, что товар приносит им немалые деньги. После сообщений о нападениях каннибалов реклама сразу стала хитом, а в начале июня ролик получил премию People"s Telly Award. "Пожалуй, это единственный товар из всех предлагаемых нами, который активно покупают все: и те, кто имеет оружие, и те, у кого дома его нет", — говорит представитель Hornaday Manufacturing Эверетт Деджер.
Массовую истерию вокруг "Пуль против зомби" психологи объясняют так называемым феноменом эмоционального заражения. "Во время чрезмерно эмоциональной реакции сфера когнитивная, то есть умственная, как бы затормаживается, — объясняет Фокусу доктор психологических наук Елена Лещинская. — Когда человек эмоционально заражен страхом, он и думает с трудом". Еще один немаловажный фактор для распространения подобных настроений — отсутствие достоверной информации. "В случае опасности люди пытаются защитить себя самостоятельно, — говорит психолог. — Если это болезнь, то бегут за лекарствами, если это газовая атака — покупают противогаз, если есть опасность, что кто-то тебя покусает, — покупают пули".
Доктор психологических наук и ведущий лектор Школы психологии университета Сассекса Джон Друри считает: определенная часть граждан действует вопреки всякому здравому смыслу не потому, что они глупы. Скорее это своего рода протест на подсознательном уровне. "Американцам наверняка говорили о том, что зомби не существует. Но они продолжают вести себя так, как будто живые мертвецы — это реальность, потому что не верят тем, кто убеждал их в обратном", — говорит он Фокусу.
Лещинская реакцию американцев считает вполне естественной. Точно так же в Украине разыгрываются свои "страшилки". Она вспоминает историю с гриппом в 2009 году, когда правительство объявило эпидемиологическое положение. Тогда население панически скупало в аптеках рецептурные сильнодействующие лекарства, натягивало на себя маски, а цены на такой банальный продукт, как чеснок, подскочили в несколько раз. Так же каждый год в период отпусков можно услышать угрожающие сообщения о случаях заболевания холерой на Азовском море. "Кто-то верит и едет отдыхать в другое место, — говорит Лещинская. — Негативная информация имеет эмоциональный заряд, поэтому тиражируется легко. Люди поддаются этому. Есть понятие "хоррор" — ужас. Его используют и в предвыборных кампаниях, и во время экономического противостояния". Наше сознание уже напичкано готовыми образами из популярных фильмов-ужасов и фильмов-катастроф, говорит психолог.
Так что воображению не стоит больших усилий дорисовывать опасность там, где ее на самом деле нет или ее масштабы не катастрофичны. Но мы все так или иначе стремимся обезопасить себя от мифических или реальных угроз. Тем более если для собственного спокойного сна нужна такая малость — коробка "Тамифлю" в домашней аптечке или упаковка с патронами против зомби.
Страх платежом красен
На массовой истерии всегда кто-то умел удачно заработать
Мать порядка
В 1813 году биржи Европы со страхом следили за окончанием битвы Наполеона при Ватерлоо. Братья Ротшильды узнали о поражении императора. Но сделали вид, что он выиграл. Брокеры стали лихорадочно продавать ценные бумаги английских и французских компаний, посчитав, что союзники проиграли. Ротшильды скупили бумаги и к концу дня стали обладателями состояния в сотни миллионов фунтов стерлингов.
Смерть компьютеров
Так называемая "Проблема 2000" – переход от двухзначного к четырехзначному представлению даты в компьютерах – обошлась миру в $500 млрд. Столько, по данным Meta Group и Software Productivity Research, стоила установка нового софта для компьютерной обработки дат.
Подложили свинью
На истерии вокруг свиного гриппа фармацевты заработали миллиарды долларов. ВОЗ рекомендовала использовать для профилактики и лечения два препарата — "Тамифлю" и "Релензу". Только на продаже первого в 2009 году компания-производитель Roche заработала $2,6 млрд (в 2008-м – лишь $600 млн). Хотя смертность в мире от этого вида гриппа не превысила смертности от сезонного.
Подняли градус
Самый яркий пример того, как зарабатывают на панике вокруг глобального потепления, – Альберт Гор, известный американский борец с потеплением. Он вполне может получить прозвище первого "карбонового миллиардера". Стоит заявить, что вы исследуете проблему повышения градуса на планете, и деньги потекут к вам рекой. Так, американская компания Silver Spring Networks, изучающая проблему эффективного использования электросетей, получила на свои исследования $75 млн.
Дожить до апокалипсиса
Неплохо зарабатывают и на истерии вокруг конца света. Одни продают бункеры (к примеру, в Украине убежище стоит от $30 000 до $120 000), другие – противогазы и тушенку. А в США владельцам домашних животных предлагают страховку за $135 и обещание позаботиться о питомцах, чьи хозяева не переживут 2012 год.
Яна Седова, Фокус