Лоукост. Дешевый налет
Авиакомпания «Визз Эйр Украина» совершила свой первый рейс, а вместе с ним – переворот: летать теперь могут и те, кому раньше приходилось выстаивать очереди у железнодорожных касс
– Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие! – произнесла в микрофон стюардесса.
177 человек, только что поднявшихся на борт новенького Airbus-320, мгновенно прекратили ерзать в кожаных креслах, щелкать выключателями кондиционеров и лампочек. В салоне воцарилась гробовая тишина.
– Сейчас пожарные машины будут поливать наш самолет водой, – сообщила бортпроводница.
Пассажиры прилипли к иллюминаторам: в них показались красные ЗИЛы с брандспойтами, нацеленными прямо на лайнер. Спустя секунду воздушное судно приняло душ.
– Так провожают в первый рейс, это добрая авиационная традиция, – с улыбкой пояснила стюардесса.
Пассажиры зааплодировали. В это утро все мы ощущали себя чуть ли не футбольной сборной, улетающей на финал чемпионата мира: в 5 утра в аэропорту "Борисполь" было полно журналистов с телекамерами, министр транспорта и связи Иосиф Винский жал руки, желал счастливого пути. Ощущалась эпохальность события: рейс WU 917 Киев – Симферополь стал дебютом первой отечественной бюджетной авиакомпании "Визз Эйр Украина", дочернего предприятия венгерского перевозчика Wizz Air.
Что почем
Бюджетные авиакомпании, они же – лоукостеры (от англ. low-cost – низкая стоимость) или дискаунтеры (от англ. discount – скидка), – новинка для Украины и привычное явление в Европе, США и Азии, где на их долю приходится более трети рынка авиаперевозок. Лоукостеры дешевле за счет урезанного спектра услуг, предоставляемых пассажирам: питание на борту платное, билеты продаются только через интернет или call-центр, за багаж тяжелее 20 кг взимается особая плата – 10 евро за каждый килограмм сверх нормы. Бюджетные перевозчики используют самолеты одного типа, что позволяет экономить на их обслуживании, не осуществляют стыковочных рейсов и выполняют максимальное количество перелетов в день, не раскошеливаясь на дорогостоящие стоянки в аэропортах. Как правило, лоукостеры базируются в периферийных портах. В "Визз Эйр" также рассчитывали на аэродром "Киев" в Жулянах, но сегодня он технически не способен принимать самолеты типа Airbus-320.
Многие опасались, что экономящая авиакомпания не будет тратиться на опытных пилотов и посадит за штурвал "зеленого" стажера. Ситуацию разъяснил главный специалист Управления эксплуатационной инспекции Госавиаадминистрации Украины Василий Сивалап, который 11 июля выполнял на борту виззэйровского самолета свои служебные задачи – контролировал работу экипажа:
– Сейчас самолетом управляет опытный венгерский пилот-инструктор высшего квалификационного уровня. Справа от него – наш летчик, который после обучения пройдет проверку и будет вести аэрбас самостоятельно, – говорит Василий Сивалап. – Вообще, это самолет нового тысячелетия – полная автоматика, даже на посадку может заходить сам. Пилот нужен только для контроля.
Перелет из Киева в Симферополь, Львов, Одессу – всего 79 грн. Тарифы, анонсированные "Визз Эйр Украина", стали сенсацией. Более 10 тыс. мест раскупили за месяц до первого рейса.
– Я взял сразу 15 билетов. У меня жена с маленьким ребенком в Крыму, буду навещать их по выходным. Раньше на машине ездил, поскольку на самолете дорого – у МАУ и "Аэросвита" билеты по 780 гривен. А теперь лететь дешевле, чем ехать, – говорит пассажир первого рейса "Визз Эйр" Сергей Губский.
Он посчитал, что перелет в одну сторону ему обходится в среднем в 100 грн. Тарифы зависят от дней недели: в понедельник – 58 грн., в пятницу – 158, в субботу – 206. Эти цены действительны, если покуапть билет за два-три месяца до рейса. В "Визз Эйр" подчеркивают, что в эти цены включены аэропортовые сборы, однако у лоукостеров свои надбавки: заказ билетов через call-центр – 54 грн., через интернет – бесплатно, но в этом случае насчитывается комиссия за оплату кредитной карточкой (для владельцев Master Card – 23 грн., для держателей VISA – 31 грн.). Можно оплатить билет через банк: в UniCredit Bank эта услуга будет стоить 5 грн., в других банках – от 20 грн. и выше.
Фокус заказывал билеты за два месяца до вылета: за 148 грн. – на пятничный рейс Киев – Симферополь и за 48 грн. – на воскресный рейс в обратную сторону. Со всеми издержками общая сумма составила 384 грн. Впрочем, пара дорожных сумок могла бы увеличить эту цифру в полтора раза.
– В аэропорту мне сказали, что у меня не заказан багаж! В итоге за сумку пришлось заплатить больше, чем за место в самолете! Надо же предупреждать! – возмущается пассажирка Наталья, волоча за собой объемистый чемодан на колесиках.
Но на самом деле ее предупредили: на сайте Wizz Air есть раздел "Общие условия перевозок". Этот документ стоит читать внимательно. Тогда вы не удивитесь, обнаружив по прибытии в аэропорт, что, например, тариф на ваш рейс увеличился, и за билет необходимо доплачивать.
Рельсы, колеса, крылья
Гендиректор "Визз Эйр Украина" Наталья Казмер считает, что другим авиакомпаниям не стоит бояться лоукостера – по ее словам, он не перекрывает рынок, а расширяет его за счет тех, кто раньше не мог себе позволить путешествия самолетом. Если судить по первому рейсу, г-жа Казмер права: большинство опрошенных Фокусом пассажиров раньше ездили в Крым на поезде.
– Мы уже купили билеты на поезд, но возникли проблемы с местами на обратную дорогу. Нам подсказали, что есть такая дешевая авиакомпания, и мы решили лететь, – говорит сотрудница столичного банка Татьяна, прилетевшая с друзьями в Симферополь.
"Укрзализныця" пока отказывается комментировать появление в Украине воздушного конкурента, а вот "Аэросвит" уже отреагировал: недавно компания понизила тарифы на рейсы из Киева в Симферополь, Львов и Одессу до 55 грн.
И хотя удешевление коснулось исключительно тех направлений, на которые вышла "Визз Эйр", пресс-секретарь "Аэросвита" Сергей Куций заверил Фокус, что это вовсе не ответ лоукостеру:
– Заранее вычисляя количество свободных мест в самолете, – говорит он, – мы выделяем квоту на билеты, которые заблаговременно продаем по низкой цене. Это одна из лоукост-технологий, которую многие компании начали заимствовать еще 5–6 лет назад. Мы к ней прибегли в ноябре 2006 года.
При этом г-н Куций добавляет, что маркетинговый ответ лоукостерам последует, но немного позже.
Впрочем, немного позже и лоукостеры намерены расширить свое присутствие на украинском рынке. Как сообщил гендиректор группы компаний Wizz Air Джозеф Варади, к 2012 г. флот Wizz Air в Украине будет насчитывать 14 самолетов. В нынешнем году компания планирует перевезти 250 тыс. украинских пассажиров, а в 2009-м – более миллиона.
Wizz Air также нацелился и на международные авиаперевозки: с сентября 2008 г. лоукостер намерен запустить рейсы Киев – Лондон, Киев – Дортмунд и Киев – Милан. Но главное – своим выходом на украинский рынок венгры проложили путь другим бюджетным авиакомпаниям. Уже этой осенью дешевые перелеты в Киев из Берлина и Кельна планирует предложить немецкий лоукостер Germanwings, "дочка" немецкой Lufthansa.
– Если пассажир на определенных условиях купит билет в интернете за два месяца до полета, то поездка ему может обойтись всего в 19 евро, включая аэропортовые сборы. В случае покупки билета за несколько дней до отлета цена составит 60–70 евро в одну сторону, – заявил официальный представитель немецкой авиакомпании Андреас Энгел.
Germanwings и другие
По словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, лоукостеры не появлялись на украинском рынке потому, что они, как правило, специализируются на международных перевозках, а этот сегмент в Украине регулируется двусторонними соглашениями. В них четко прописывается количество авиакомпаний, частота полетов и направления.
– Система довольно сложная, поэтому с каждой стороны назначались только флагманские авиакомпании: от Германии – Lufthansa, от Франции – Air France, – объясняет эксперт. – Но ситуация меняется: Украина объявила о своем намерении в ближайшем будущем присоединиться к договору "Открытое небо". Доходы населения растут, ежегодно пассажиропоток увеличивается на 20%, плюс появилось желание Министерства транспорта открыть дорогу лоукостерам.
То, что такое желание у Минтранса имеется, очевидно: глава ведомства Иосиф Винский прибыл в аэропорт "Борисполь" ни свет ни заря, чтобы перерезать красную ленточку на трапе у виззэйровского самолета.
– Бюджетных авиакомпаний в Украине будет как минимум четыре, – пообещал он. – Сейчас мы ведем переговоры с Францией, Германией и одной из арабских стран. К бюджетным перевозкам уже готовятся наши внутренние компании, которые раньше ими не занимались: "Аэросвит" заказал для этих целей десять "Эмбраеров".
Министр говорит, что перед авиакомпаниями, желающими выйти на украинский рынок, он ставит три условия: новый самолет, дешевые билеты и их продажа через интернет.
По мнению г-на Кавы, украинским тарифам на авиаперевозки давно пора снизиться. На внутреннем рынке они завышены из-за недостаточной конкуренции, а в международном сегменте в упомянутых соглашениях была изначально установлена довольно высокая минимальная цена.
– Поначалу это компенсировало небольшую наполняемость салона, – говорит Александр Кава. – На многих направлениях 60–70% мест пустовали. Но в последние годы пассажиропоток стремительно возрос, а тарифы так и не были снижены. По сравнению с Европой украинские тарифы выше на 30 – 40%.
Слагаемые Low-costСбор за обслуживание MasterCard | ||
Сбор за обслуживание Diners Club | ||
Сбор за изменение рейса | ||
Багажный сбор (при заказе; за каждое место) | ||
Сбор за превышение веса багажа (за каждый 1 кг сверх 20 кг) | ||
Специальный багажный сбор (при заказе) | ||
Сбор за дополнительное место для ног (при заказе) | ||
Сбор за изменение имени в заказе | ||
Сбор за аннулирование заказа |