Шешоры Подольские. Всё это этно

В селе Воробеевка на Виннитчине прошёл второй этнофестиваль «Шешоры Подольские». Вышиванки, фолк-музыка и пляски на свежем воздухе – вот секрет успеха подобных акций. А их в Украине с каждым годом проводится всё больше

Новичками этого года стали «Трипільське коло», проведённое под Киевом в конце июня, «Обнова-фест», состоявшийся 6 июля в Черновцах, и намеченный на конец августа фест «Чисті джерела Бугу», который состоится в Золочеве на Львовщине. 25–27 июля во второй раз пройдёт «Підкамінь» в карпатском посёлке с таким же названием. Третью годовщину отметил «Великдень у Космачі». А «Країну мрій» с пятилетней историей, «Шешоры», прошедшие 12–14 июля в шестой раз, и Сорочинскую ярмарку, которая в этом году отпразднует десятилетие, можно назвать настоящими фолк-ветеранами.

«Бесспорно, заслуга Олега Скрипки и «Шешор» в том, что сейчас так много этнических фестивалей. Два-три сезона «Країни мрій» и Шешорского фестиваля показали, что этника привлекает многих людей, что это выгодно», – считает Павел Нечитайло, фронтмен группы «Пропала грамота», регулярно выступающей на отечественных фестивалях. Украина переживает процесс, который Европа прошла лет 10–15 назад, уверен музыкант.

С ним солидарен и его коллега, менеджер и идеолог группы «Перкалаба» Олег Гнатив: «Просто люди поняли, что это срабатывает. Уже появилась публика, которая ездит на этнофестивали. То есть такой фестиваль можно обеспечить аудиторией, а значит, отбить какие-то затраты». Этнобум последних двух лет, конечно, радует, но в Польше, например, таких фестивалей около 40. Можно считать эту цифру примером для подражания.

Дружба народов
Для Павла Нечитайло самым запоминающимся фестивальным выступлением была работа на сцене «Шешор-2004». «Для группы это стало временем минимального возрождения: мы с 1999-го по 2004-й практически не занимались музыкой. И это был фактически первый в Украине альтернативный оупен-эйр, действительно продуманный и непопсовый», – ностальгирует он.

С такой же ностальгией вспоминают карпатские «Шешоры» и многие гости фестиваля. «Я не люблю массовые гуляния и в Киеве их не посещаю. Я ехал именно на этот фестиваль, потому что знал: там будет соответствующая публика. Дело не в музыке, дело в атмосфере», – рассказывает IT-специалист Олег Сирко.

Атмосферу на карпатском фесте создавали не только приглашённые музыканты, но и местные жители. Компактное гуцульское село, название которого и дало имя фестивалю, гармонично вписалось в концепцию мероприятия и внесло свой колорит. На Виннитчине в Воробеевке такого симбиоза уже нет, как и камерности первых карпатских фестов, считают завсегдатаи «Шешор».

Местные жители, пришедшие в фестивальный городок из Воробеевки или приехавшие на один день из Винницы и Немирова, выделялись спортивными костюмами и праздничными нарядами, обильно украшенными стразами. А также повышенным любопытством: аутентичный фолк и вариации на его тему им всё ещё в диковинку. В то же время обитатели палаточного городка – молодёжь в вышиванках, льняных рубахах и пёстрой одежде с этническими элементами явно собралась на «Шешорах» неслучайно.

«Мне нравится то, что называют этнической музыкой, но без попсы», – называет одну из причин своего интереса к «Шешорам» Юлия Пивторак, аспирантка Киево-Могилянской академии. «Мои глаза и сердце радуются, когда я вижу вышиванки, а этномузыка задевает во мне какие-то струнки», – вторит ей журналистка из Днепропетровска Антонина Мямлина. Это, пожалуй, главная мотивация большинства шешорских гостей.

На «Шешорах-2008» этномузыки было предостаточно, причём самой разнообразной, что в полной мере оправдало фестивальный слоган «Многоголосье». На главной сцене звучало многоголосье исполнителей из России, Белоруссии, Грузии и разных регионов Украины. Здесь можно было не только послушать народное пение, но и испытать собственные вокальные возможности на мастер-классах.

Те, кому медведь на ухо наступил, развлекались уроками индийских, арабских, шведских, польских и еврейских танцев или прикладными занятиями – гончарным мастерством и созданием кукол-мотанок. Не обошлось и без других постоянных «шешорских» составляющих – театральных представлений на ночной сцене, ленд-артовских объектов, сооружённых вдоль берега Южного Буга, и сказок завсегдатая этнофестов Сашка Лирника.

Но главный интерес гостей сосредоточился на мощной программе в стиле world music. Смесь из индийского, африканского, чешского, шведского и украинского этно с роком, хаусом и электроникой выдали французы из группы Nourou, чехи из Maraca, британцы из Trans-Global Underground и украинцы из команд «Гудаки», «Мартові», «Пропала грамота» и «Даха-Браха».

Хедлайнером фестиваля стала «Перкалаба». «Изменилось ли что-то в атмосфере с переездом «Шешор»? Нет, абсолютно. Правильное время, правильные люди, правильная музыка – эти позиции сохранены», – говорит Олег Гнатив со знанием дела: его команда выступает на фестивале шестой год подряд.


Этноденьги

Хотя некоторые завсегдатаи карпатских «Шешор» из-за передислокации феста отказались от поездки, Мирослава Ганюшкина, медиакоординатор фестиваля, называет такие меры вынужденными. «Когда последние «Шешоры» проходили в Карпатах, мы поняли, что если количество публики вырастет на тот же процент, что и в предыдущие годы, то село Шешоры просто не выдержит этого наплыва. И мы из экологически сознательного фестиваля станем экологическим бедствием», – говорит она.

Территория Воробеевки – 114 га – в два раза больше, чем территория Шешор. Но даже при таком преимуществе желающим попасть на Подольские «Шешоры-2008» в день открытия фестиваля пришлось пройти пешком пару километров или простоять в многочасовой пробке, образовавшейся на подъезде к месту событий.

Тем не менее рост аудитории – хороший показатель развития. К примеру, на «Підкамінь-2008» организаторы ожидают в два раза больше гостей, чем было в первый раз. А всё потому, что в прошлом году фестиваль прошёл весьма удачно. «Фест взял действительно очень классный старт», – говорит Юрко Вовкогон, пресс-секретарь «Підкаменя».

Вместе с числом гостей растут и бюджеты. Сейчас организаторы «Шешор» рассчитывают на $300–350 тыс. «А в начале мы укладывались в $5–10 тыс.», – вспоминает Мирослава Ганюшкина. По нынешним меркам «Шешоры» вполне можно назвать высокобюджетным фестивалем. «Підкамінь-2007» обошёлся организаторам в 384 тыс. грн., в этом году они потратят уже 500 тыс. Столько же составит и смета «Великодня у Космачі» в следующем году, говорит его организатор Дмитрий Пожоджук, глава сельсовета Космача и заслуженный мастер народного творчества Украины.

Как правило, львиную долю фестивального бюджета составляют спонсорские деньги или средства от иностранных культурных организаций, государство вкладывает всего 10–20%. Ещё одной весьма важной статьёй дохода на фестивалях стали средства, которые организаторы получают от посетителей в виде регистрационного сбора. На «Шешорах-2008» он составлял 50–75 грн. «Хоть у нас и разнообразные источники доходов, всё же они не такие большие», – сетует Мирослава Ганюшкина.

Тем не менее позитивная динамика налицо: «Шешоры» уже не терпят убытки, как раньше, а выходят в ноль. А «Підкамінь» и вовсе стартовал с самоокупаемости, что для дебюта – большой успех. В дальнейшем же организаторы этнофестов не исключают возможности зарабатывать на своих детищах.

Ну а пока материальные дивиденды лишь в перспективе – этнофестивали приносят моральную прибыль. «Великдень у Космачі», кроме демонстрации пасхальных обрядов, собирает уже немолодых народных мастеров из разных регионов Украины и старается заинтересовать традиционными промыслами молодёжь. «Підкамінь» возрождает духовный центр Украины. «Монахи местного монастыря сказали, что после фестиваля в пять раз увеличилось количество паломников», – не без гордости делится Юрко Вовкогон. В итоге у монастыря появились средства на реконструкцию. В Воробеевке отремонтировали дорогу, а в Космаче смогли перекрыть крышу сельского Народного дома и подписали договор о газификации села. «Со временем разовьётся и зелёный туризм», – выражает общий оптимистический настрой Дмитрий Пожоджук.