Детский бизнес-лагерь: выбор юного предпринимателя
У столичных детей, изнывающих от каникулярной свободы, появилась возможность окунуться в жизнь взрослого делового человека. А заодно научиться тому, что пригодится, когда детство кончится
Песни под гитару, вечера у костра, красные галстуки – атрибуты разве что корпоративов в стиле ретро: пионерские лагеря остались лишь на фотоснимках двадцатилетней давности. Современные дети – по крайней мере, таких не так уж мало – избалованы комфортом турецких курортов и экзотическими островами. Если ласковые берега по каким-то причинам не светят, разумные мамы и папы отправляют привередливых чад в бизнес-лагерь. Не только, чтобы развязать себе руки и избавить ребенка от чрезмерного количества досуга, но и в воспитательных целях.
Не покидая пределов Киева, в престижном Печерском районе, профессиональные бизнес-тренеры каждый день – с 9 до 18 – активно взращивают новое поколение бизнесменов и бизнесвумен. Веселые каникулы продолжаются.
Ресурсы вселенной
В сером здании с солидной охраной у входа угадать детский лагерь сложно – ни игровой площадки, ни каруселей. И только плакат на одном из окон информирует: тут находится бизнес-лагерь "Мастерская мечты". За скромную сумму в 2100 грн. любой ребенок здесь может поиграть во взрослого.
10-летний Никита покорением бизнес-олимпа не грезит. Для себя он давно решил: станет футболистом. Вот только друзья разъехались, родители на работе, а в "Мастерской мечты", в отличие от школы, "и кормят лучше, и вообще веселее".
– Папа нашел в интернете сайт и предложил мне отдохнуть, – с серьезным видом объясняет Никита. – Пока мне все очень нравится. Я дизайнер – рисую плакаты, украшаю газету. Вон тот мальчик в оранжевой футболке – лидер, продвигает нас вперед. Ну, он вроде командира. А Алина – банкир.
Рассуждения новоиспеченного дизайнера тактично прерывает лидер Женя: мол, все, конечно, хорошо, но время – деньги. В детском бизнесе работают взрослые законы. Удачно усвоив тезис "Вселенная полна ресурсов", ребята охотно начинают их делить.
Офис на Печерске, конференц-зал, безлимитный телефон, компьютер и даже стартовый капитал – материальная база у крох-бизмененов, пожалуй, солиднее, чем у многих взрослых предпринимателей. Их день начинается с планерки, а заканчивается презентацией достижений. Полдник с печеньем и молоком скорее напоминает бизнес-ланч, а детская болтовня – переговоры глав международных корпораций. Барби и плюшевые мишки остались дома – здесь серьезные люди делают серьезные деньги. То, что каждому из ребят не больше четырнадцати, особой роли не играет. Ведь главное для бизнесмена не возраст, а статус.
Главное – в книжке. Записной
У 9-летней Оли времени на праздные разговоры нет. Вместе с коллегой Лизой она готовится к благотворительному аукциону: расписывает пустые парфюмерные флаконы. Золотистой краской рациональные барышни выводят не цветочки и бабочки, а фирменный лейбл Коко Шанель. Заработанный кэш передадут городской службе защиты животных. Туда же направят средства, вырученные от продажи билетов на премьеру картины "Путь чемпиона". В душещипательном фильме о крутом бизнесмене Максе, который в детстве лишился любимого щенка, роли сценариста, режиссера, оператора, костюмера и, безусловно, актеров отведены самим ребятам.
– Конечно, пришлось столкнуться с проблемами, – посвящает в творческий процесс Оля. – Я поссорилась с девочкой Дашей, и был сорван целый съемочный день.
– В бизнес-лагере дети учатся общаться с миром взрослых, – говорит мастер Ксения Чекерда, которую раскрепощенная детвора именует просто Ксю. – Они получают практические навыки и отрабатывают их на практике, что позволяет преодолеть барьер боязни контактирования со взрослыми. Ребята учатся быть самостоятельными, нести ответственность за принятое решение, не ждать указаний от родителей или вожатого. Например, когда кто-то из команды взбирается на дерево, мы не помогаем ему спуститься, а терпеливо ждем, пока он сделает это сам. Нужно уметь отвечать за последствия своего выбора.
По словам директора бизнес-лагеря Елены Мирошниченко, к концу заезда даже те, кто с трудом отвечали "да" и "нет", говорят со взрослыми на равных.
– Для детей это больше чем игра, – уверяет Елена. – Они сживаются с проектом, как будто разжимается пружина, которая высвобождает массу творческой энергии: многие родители детей просто не узнают.
Маленькие бизнесмены участвуют в командных тренингах, постигают искусство ведения переговоров. Они усваивают: богатство бизнесмена – его записная книжка.
– Дело в том, что им самим приходится налаживать деловые контакты, – объясняет госпожа Мирошниченко. – Ребята, которые подготовили коллекцию одежды, ездили по бутикам украинских дизайнеров и общались с их владельцами, а "авторы книги" дозвонились в крупное киевское издательство и пригласили его представителей на презентацию своего информационного продукта. Здесь все по-настоящему: мы пытаемся рассказать детям, что мир полон возможностей, и если от тебя исходит верный посыл, то стоит ждать ответа. Напротив, к отходу от шаблонов часто не готовы взрослые. С нами нередко связываются бизнес-партнеры детей и переспрашивают: вы, дескать, серьезно, это не розыгрыш?
Скрепки, драки
Процесс реализации бизнес-планов курируют профессиональные бизнес-тренеры и психологи.
– Поначалу мы пытались сотрудничать с педагогами, но у них преобладает стереотипное мышление. Так или иначе преподаватель пытается загнать ребенка в очень узкие поведенческие рамки, – вздыхает Елена.
– Современные дети, в принципе, очень креативные, – рассуждает идейный вдохновитель и руководитель проекта "Мастерская мечты" Евгений Мирошниченко, супруг Елены. Теперь бизнес-тренер, обучавший крупных банкиров и финансистов тайм-менеджменту, управлению и ведению переговоров, прививает деловую хватку подрастающему поколению.
– Думаю, это правильно. Да, дети становятся более расчетливыми, прагматичными и предприимчивыми. В первую очередь мы знакомим их с правилом "трех отказов": если в первый раз тебе ответили "нет", это вовсе не значит, что идея обречена на провал, желаемого нужно добиваться. Хороший управленец – тот, кто разбирается в других людях и умеет правильно выстроить свое поведение. С детьми мы работаем по тому же принципу: на первом этапе они осваивают приемы знакомства со взрослыми, на втором – выстраивают с ними деловые отношения. Есть такое упражнение: каждый из ребят получает скрепку, которую он должен обменять на нечто более ценное. Чтобы что-то получить, нужно что-то дать. Это законы рынка. Бизнес – не детский сад, здесь нельзя просто отобрать понравившуюся вещь или рыдать и попрошайничать.
Подчас борьба за место под солнцем заканчивается банальной дракой.
– У нас был настоящий шок, когда мы поняли, насколько ребята неуправляемы. Они ругаются, кричат, не хотят подчиняться правилам, в общем безобразничают. Специально для таких "активистов" у нас заведены честные дуэли. Драчуны выбирают секундантов, надевают защитные костюмы и выясняют отношения в борьбе на подушках. Тот, кто упадет первым, – проиграл, но победитель обязан принести ему свои извинения. В отличие от взрослых, дети говорят то, что думают, чем нередко провоцируют конфликты, однако мы пытаемся привить им другое отношение: бизнес есть бизнес – ничего личного.