Игра в молчанку. Все больше украинцев начали увлекаться новым видом медитации
Не есть после полудня, отключить мобильный и неделю медитировать в полном молчании — так теперь снимают стресс и ищут душевную гармонию украинцы. За просветлением они едут не в далекую Индию, а в Харьковскую и Черниговскую области
В прошлом продавец бытовой техники, а ныне успешный преподаватель йоги Инна Матвейчук узнала о випассане прошлой осенью. Заинтересовавшись экзотической методикой, позволяющей, по словам адептов, достичь духовного и телесного здоровья, Матвейчук записалась на десятидневный курс, который ежегодно проходит на базе детского оздоровительного лагеря под Черниговом. В конце сентября там собрались еще 160 таких же любознательных офисных работников, предпринимателей и студентов из разных городов страны и ближнего зарубежья — России, Белоруссии и Молдавии.
"Нас расселили по комнатам — мужчины и женщины отдельно, провели первичный инструктаж и уже вечером мы приняли обет "благородного молчания". Запрещены были все способы общения друг с другом, включая жесты, язык знаков и записки", — рассказывает Матвейчук. Сначала было очень сложно. Во-первых, во время медитаций безумно болела спина — было физически тяжело постоянно сидеть с ровным позвоночником, и многие отползали к стене, чтобы облокотиться. Во-вторых, одолевало чувство голода. По словам Инны, условия в лагере были спартанские, но это можно понять, так как курс бесплатный — сколько люди пожертвовали, так и кормят. Выдержали испытание не все, но те, кому это удалось, и вправду по-новому взглянули на себя и окружающих.
"Курсы випассаны не являются сектой, и мы не соревнуемся с представителями иных техник в числе последователей", — объясняет один из организаторов украинской випассаны Юрий Деревянко. По его словам, после первого курса 90% людей выходят "с круглыми глазами", буквально потрясенные простотой и эффективностью техники, но во второй раз приезжает около 30–40%, на третий — 20–30% и так далее по убывающей. Все дело в том, что многие, кого поначалу переполняют впечатления, быстро остывают — начинают активно отъедаться и вести тот образ жизни, который вели до практики. Но их противоречивые впечатления от пережитого становятся отличной рекламой — число желающих испытать на себе технику випассаны в Украине с 2007 года выросло в три раза, и в 2011-м курс успешно прошли уже более 750 человек.
Залечь на дно в Чернигове
Техника випассана (с древнего языка пали — "медитация прозрения") существует уже более 2500 лет. В Индии она веками наряду с йогой преподавалась как универсальное средство от всех болезней. В Украине первый курс випассаны по С. Н. Гоенке (Шри Сатья Нарайян Гоенка — создатель международной сети центров преподавания випассаны и главный идеолог современного учения. — Фокус) состоялся в 2004 году. С каждым годом все больше украинцев интересовались новой методикой. В 2005–2007 годах курсы начали проводить дважды в год, в 2010-м — четыре раза, а уже на 2012 год их запланировано шесть. И это помимо специализированных занятий для постоянных учеников, на которые новичков не принимают.
Преподаватель английского языка Юлия Антоневич узнала о существовании випассаны от брата. Когда он рассказал, что собирается на десять дней уехать куда-то с незнакомыми людьми, оставшись без какой-либо связи, Юля была категорически против. "Я сразу подумала, что это как минимум развод, как максимум — секта. И тот факт, что курс совершенно бесплатный, насторожил меня еще больше". Но брат настоял на своем — взял спальник, коврик для медитаций и уехал в "путешествие к истокам ума". Вернулся через три дня с безумным желанием съесть кусок мяса и с кем-нибудь поговорить.
Инна Матвейчук подтверждает: во время курса випассаны в Чернигове трое мужчин покинули лагерь в первые же дни, несмотря на то, что при регистрации заполнили анкету, в которой дали обещание остаться до конца, и внимательно ознакомились с кодексом дисциплины. В нем будущих студентов предупреждают: курс длится ровно десять дней, и уезжать раньше крайне нежелательно. В течение этого времени нужно неукоснительно соблюдать пять правил: воздерживаться от убийства любых живых существ (включая насекомых), воровства, сексуальной активности, лжи, алкоголя и сигарет. Во время курса студенты должны полностью подчиняться указаниям учителя и, конечно же, придерживать основного правила — пребывать девять дней в "благородной тишине".
Согласно традиции випассаны, бюджет курсов составляют исключительно пожертвования, которые принимаются от студентов, прошедших практику. "Мы не говорим "бесплатно", — объясняет Юрий Деревянко. — Мы говорим "не существует формальной оплаты в фиксированном размере". Все пожертвования, которые человек может оставить, являются добровольным взносом". По словам Инны Матвейчук, благотворительный взнос — дело анонимное, и никто никогда не знает, сколько пожертвовал другой студент. Выглядит сам процесс так: в последний день все по очереди общаются с преподавателем в отдельной комнате. Ты заходишь, жертвуешь деньги, а он записывает твою фамилию и сумму. Инна, как и остальные студенты, размер своего пожертвования держит в тайне. Говорит, суммы совершенно разные — это могут быть и 100 гривен, а могут и несколько тысяч.
Молчание ягнят
33-летний московский блогер Георгий Вербицкий из чистого любопытства прошел курс випассаны под городом Звенигородом. Признается, что мысль сбежать появилась в первый же день. "Случайно проснувшись в пять утра по нужде и ползя в туалет в своей уютной квартирке, вы и представить себе не можете, что в этот самый момент кто-то уже час как встал, почистил зубы и вовсю медитирует в полутемном зале пионерлагеря "Зарница", — рассказывает Вербицкий. За курс и без того стройный парень похудел на три килограмма — есть после полудня было запрещено, и обычные продукты быстро стали роскошью. Деликатесами считались сметана, намазанная на хлеб, глазированный сырок, печенька и банан. "Я не раз видел, как человек начинает есть на ходу, еще не донеся суп до своего столика. А однажды лицезрел, как лысый дяденька довольно респектабельного вида выскребает ложкой изнанку кожуры от банана. Туда стоило ехать хотя бы ради такого зрелища", — говорит Георгий.
По словам Инны Матвейчук, випассана действительно похожа на голодание, только для ума. "В первые дни молчания в моей голове были потоки мыслей, которые я никак не могла остановить. К третьему-четвертому дню их стало намного меньше, а уже на пятый день я ощутила освобождение", — вспоминает Инна. По ее словам, когда отменили "благородное молчание", лагерь тут же напомнил птичий базар. Люди начали делиться впечатлениями, эмоциями от пережитого. "Однако состояние это невечно, его надо поддерживать ежедневными практиками, — говорит Матвийчук. — Если хочешь сохранить свою гармонию, нужно хотя бы по часу в день медитировать".
Психолог Тина Берадзе уверена, что с медицинской точки зрения випассана может быть опасной. "Во-первых, у нас в стране отсутствует система лицензирования, поэтому каждый, кто хоть пару месяцев жил в Индии, может заниматься "духовными практиками". Во-вторых, у подобных направлений всегда есть нечто свойственное исключительно материнской культуре, и переносить сложную индийскую медитацию в Украину абсолютно бесполезно". Берадзе настаивает: медитация — это единение с собой и своими мыслями, и делать ее массовой, не учитывая фактор индивидуальности, нельзя. "В клубе алкоголиков всегда будут только алкоголики, в клубе наркоманов — наркоманы. Людей нужно делить на группы, хорошо зная их личные истории, а не смешивать всех в кучу и ставить их в одинаковые условия", — убеждена она. Однако последователи випассаны склонны верить не специалисту, а именно своим собственным историям. Например, Матвейчук, с головой окунувшаяся в йогу и настроившаяся на полное просветление, подумывает над тем, чтобы пройти курс еще раз — для закрепления эффекта.
Строго по часам
Чтобы достичь наилучших результатов, участникам випассаны рекомендуют придерживаться точного расписания
04.00—04.30 Подъем
04.30–06.30 Медитация
06.30—08.00 Завтрак
08.00—09.00 Общая медитация
09.00—11.00 Медитация*
11.00–12.00 Перерыв на обед
12.00–13.00 Отдых
13.00–14.30 Медитация*
14.30–15.30 Общая медитация
15.30–17.00 Медитация*
17.00–18.00 Перерыв на чай
18.00–19.00 Общая медитация
19.00–20.15 Беседа учителя
20.15–21.00 Общая медитация
21.00–21.30 Время для вопросов**
21.30 Отход ко сну. Выключается свет
*общая или в комнате (по усмотрению учителя)
**согласно правилам випассаны, с разрешения учителя ученик имеет право прервать молчание и обратиться к нему с вопросом
Ольга Шиленко, Фокус