Незаметный убийца. Украинцев косит эпидемия гепатита С

Более миллиона украинцев живут с вирусом гепатита С. Заболеть может каждый — для этого вовсе не обязательно быть бедняком или наркоманом. Достаточно попасть под руку нерадивому стоматологу

О том, что он болен гепатитом С, 41-летний государственный служащий Борис узнал случайно. "Беспокоился о своем здоровье, сдал анализы — врачи сказали, что я инфицирован. Был в шоке", — рассказывает собеседник Фокуса. Он вспоминает, что в 90-е в армии ему сделали татуировку — вероятно, именно тогда вирус и попал в кровь. Второй шок киевлянин пережил, когда узнал, сколько стоит лечение. "Курс обошелся в $25 000. Но через три месяца вирус вернулся", — делится опытом Борис. Сейчас он собирается повторно лечиться за границей — это будет стоить $50 000.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Украине вирусом гепатита С инфицировано около 3% населения — 1,13 млн человек. Почти 400 000 из них нуждаются в срочной антивирусной терапии. Без лечения они рискуют за несколько лет стать инвалидами или умереть от цирроза или рака печени. Но лекарства дороги — курс лечения редко обходится дешевле $10 000. Эксперты уверены, что без вмешательства государства эпидемию не остановить. Цена вопроса — 304 млн грн. в год. Ровно столько нужно, чтобы поставить барьер на пути распространения вирусного гепатита в Украине. Правительственные чиновники этих денег пока не нашли.

Грязные рисунки
Вирус гепатита С был открыт в 1989 году. "Его особенность в том, что при схожих путях передачи — с кровью инфицированного человека — заразиться им в 10 раз легче, чем вирусом СПИДа", — рассказывает главный инфекционист Министерства здравоохранения Украины Ольга Голубовская. Однако заражение может произойти не только при переливании крови или, скажем, использовании "грязного" шприца. Болезнь передается даже через соломинки для вдыхания кокаина — небольшие капельки крови со слизистой оболочки носа остаются на соломинке, которая передается другому человеку. Но большинство больных не принадлежат к традиционным группам риска — не являются наркозависимым или работниками секс-индустрии. Вирус может находиться на загрязненных медицинских инструментах в стоматологической клинике или в операционной, в маникюрном кабинете или тату-салоне.

"В мае 2012 года мы провели исследование во время тату-фестиваля в Киеве. Выяснилось, что около 20% участников инфицированы", — рассказывает Фокусу глава Всеукраинской общественной организации "Остановим гепатит" Дмитрий Коваль. Этого можно было избежать: "Если татуировку делать правильно — с заменой баллончиков с краской, стерилизацией и обработкой пистолетов, использованием одноразовых игл, то опасности нет". Коваль советует удостовериться, что в салоне используются дезинфицирующие растворы и есть аппарат для стерилизации оборудования.

Знакомый мастер, работающий на дому, и нестерилизованная машинка для нанесения татуировок — так заразились, например, слесарь из Днепропетровска Дмитрий и продавец столичного магазина Юлия. Теперь каждый из них борется за жизнь по-своему. Накопить денег на дорогостоящее лечение Дмитрий не может, да и не верит в его эффективность. "Стопроцентной гарантии никто не дает, поэтому раз в полгода прохожу терапию печени. Это доступнее", — рассказывает Дмитрий. Киевлянка Юлия настроена оптимистично: "Нашла хорошего врача, осенью начинаю курс лечения. Стоить будет 70 000 грн."

Ценность лечения
Вирус гепатита С себя почти не проявляет, и больной может долгие годы ни о чем не подозревать. "У меня единственными симптомами долгое время были депрессия и быстрая утомляемость", — рассказывает инфицированная Юлия. Часто зараженный обращается к врачу уже с крайне запущенной формой хронического гепатита, нередко уже на стадии цирроза печени. По данным медиков, цирроз — основная причина смерти больных гепатитом. Гепатит С может также поражать щитовидную железу и почки.

"В 2010 году в Великобритании проходила информационная кампания по борьбе с распространением гепатита С, — вспоминает Коваль. — Ее главный лозунг звучал так: ты в группе риска до тех пор, пока не проверился на наличие вируса". По его словам, для начала стоит пойти к врачу-инфекционисту, который посоветует, где сдать анализы на наличие вируса. Это может быть любая коммерческая лаборатория города или районная поликлиника. "Если обследование выявит наличие антител к вирусу гепатита С, придется пройти более детальное обследование — его цена от 1 500 до 2 000 грн.", — рассказывает эксперт общественной организации "Свет надежды" Александр Соляник.

Лечение гепатита С так дорого, потому что лекарства производят всего две фармацевтические компании — в Швейцарии и в США. В зависимости от генотипа вируса терапия длится 24 или 48 недель. Курс в 24 недели обойдется пациенту примерно в $10 000, 48-недельный — в $20 000.

До 2009 года в Украине даже не вели официальной статистики хронических форм гепатита. Но первая же волна статистических данных показала тревожные цифры: в 2011 году уровень заболеваемости гепатитом С составил 13 человек на 100 000 населения — намного выше среднемирового (4–5 на 100 000). "Массовых обследований по гепатиту С в Украине не проводят, а больные, которые знают про свою болезнь, не могут получить необходимого лечения по причине его высокой стоимости", —констатирует главный инфекционист Голубовская.

Без вмешательства государства в ситуацию "страна получит всплеск инвалидизации через 3-4 года", утверждает Коваль. Но чиновники никуда не спешат. В 2011 году правительство Украины утвердило концепцию госпрограммы по борьбе с гепатитом. Сама программа, однако, до сих пор не утверждена. Соответственно, и никаких денег не выделено. Голубовская рассказала, что сейчас Минздрав ждет ответы из регионов по количеству инфицированных, требующих лечения, после чего будет сформирована заявка на госфинансирование на 2013 год. По оценкам эксперта, для решения проблем, связанных с вирусными гепатитами, на один год нужно 304 млн грн. Однако бюджет Минздрава в будущем году может быть меньше нынешних 6,3 млрд грн. По неофициальным данным, правительство планирует урезать его на 800 млн грн., что в очередной раз вынудит отправить вопрос борьбы с невидимым убийцей в долгий ящик.

Виталий Атанасов,
Фокус