Швейцарский котлован

Любой ценитель хороших часов – иногда именуемых «котлами» – обязан знать о выставке, которую каждой весной устраивают в Швейцарии. Авторитетнейшая среди часовых и ювелирных фирм ярмарка BaselWorld, как видно из названия, проходит в Базеле. В этом году она продолжалась с 12 по 19 апреля. Нынешняя экспозиция примечательна особо: за день до её начала бандиты совершили успешное до сей поры покушение на блистательные экспонаты

Грянувший 1917 г., поставивший в бывшей Российской империи вне закона богатство и респектабельность, в нейтральной Швейцарии ознаменовался по-другому: с тех пор в Базеле стали устраивать выставку часов. Хоть швейцарские часы ценились ещё во времена Пушкина, который в «Евгении Онегине» упомянул «недремлющий брегет» главного героя, знающего толк во всяческих благах, – сами швейцарцы решились громко демонстрировать свою гордость только в начале ХХ в. Выставка меняла свои названия, обрастала славой и обретала всё большее значение: сегодня производители, продавцы и ценители часов во всём мире знают её как BaselWorld.

Показывают тут не только новые часы, но и драгоценности. Возможно, $800 тыс. и много, но кража экспонатов на такую сумму, совершённая не пойманными до сих пор злоумышленниками перед самым открытием экспозиции, не стала ударом ниже пояса: форум прошёл, как будто бы этого потрясения и не бывало. Местный прокурор от комментариев отказывается – он лишь отметил, что преступление совершили во время транспортировки украшений к павильонам.

Поглядеть на новшества в часовой моде, показать свою продукцию и заключить сделки в Базель съехалось около 2100 участников из 45 стран. Посетителей было около 95 тыс.: в основном – представители фирм, торгующих часами и драгоценностями.

Побывавший на выставке президент Часовой ассоциации Украины Юрий Титаренко рассказал Фокусу о своих впечатлениях:

– Сразу бросилось в глаза: компании развиваются. Например, сейчас в моду входит использование керамики – чёрное покрытие с красным золотом. Всё большей популярностью пользуется спортивный стиль. Ещё одна тенденция – многие швейцарские часовые компании, прежде производившие часы в диапазоне $500-1000, стремятся утвердиться в высоком ценовом сегменте, рвутся в VIP-класс. На мой взгляд, это ненужное стремление: ведь сложно составить достойную конкуренцию тем, кто долгие годы продержался в этой зоне рынка. Даже средние компании стремятся производить часы с турбийоном (устройство, компенсирующее воздействие на часовой ход гравитации Земли, схема здесьФокус). Раньше этим занимались только компании экстра-класса, такие как Audemars Piguet, Patek Philippe и им подобные. Турбийон был чем-то удивительным и предназначался лишь для настоящих ценителей, а часы с ним стоили $80-100 тыс. и выше. Теперь такое устройство встречается всё чаще, снабжённые им часы могут стоить в районе $20 тыс.

Что касается знаменитостей – на выставке я заметил Пэрис Хилтон. Отечественных олигархов и политиков не встречал.

Наша ассоциация обсуждала вопросы, прежде всего связанные с защитой рынка и с правильностью работы операторов. Например – продаются часы с крокодиловыми ремешками, но если нет международного сертификата о том, что аллигатор выращен специально на определённой ферме, – эти часы нельзя продавать. Или батарейки: они должны строго соответствовать экологическим стандартам.

В рамках выставки прошёл ежегодный Базельский конгресс часовых ассоциаций мира: и в этом году наша украинская ассоциация была включена в его состав – кстати, единственная из постсоветских стран.