Компьютерная LOVEушка

Бог создал Землю,  а Билл Гейтс – виртуальный мир, в котором сегодня работают, отдыхают, живут миллионы людей. Недавно пришла весть: Творец этого мира практически изгнал своих детей из виртуального рая, ограничив время их общения с компьютером до 45 минут в будни и одного часа в выходные. Наследники главы Microsoft, как и многие их сверстники, слишком увлеклись компьютерными играми

Билл Гейтс неспроста беспокоится из-за пристрастия своих детей (а их у него трое — Дженнифер, 10 лет, Рори, 8 лет, и Фиби, 5 лет) к виртуальным забавам. Психологи давно бьют тревогу — длительное времяпровождение по ту сторону монитора может вызывать зависимость, схожую с наркотической, стать причиной психических нарушений и даже… привести к смерти.

Китайский синдром
В октябре 2005 г. мир потрясло известие о смерти китайской девочки, которая неотрывно провела за компьютером несколько суток, играя в World of WarCraft. В виртуальном мире она была известна под именем Snowly. "Товарищи по оружию" устроили для нее онлайновые похороны. Вскоре та же многопользовательская игра стала причиной смерти еще одного участника, известного под ником Nan Ren Gu Shi.

Подобные случаи, хоть и единичные, подливают масла в огонь, когда речь заходит о влиянии компьютерных игр на психику. Некоторые эксперты склонны видеть положительные стороны даже в жестких играх, так называемых "шутерах" ("стрелялках"), поскольку те помогают выплеснуть агрессию и учат контролировать ситуацию, вселяют веру в себя. Другие утверждают: компьютерные игры стимулируют лишь участки головного мозга, которые отвечают за движение и зрение, и стопорят развитие памяти, уменьшают способность к обучению.

Несмотря на непрекращающиеся споры психологов и ученых, ряды правоверных геймеров пополняются неофитами.

Природный азарт в сочетании с новыми технологиями создает особенную атмосферу, в которой каждый может примерить на себя роль определенного персонажа, почувствовать свою значимость в виртуальной жизни. Но вот вопрос: не становится ли маленькая компьютерная мышь средством манипуляции игроками? Кто переключает каналы между реальным и искусственным миром? Игрок мышью или мышь игроком?

Game Must Go Оn
Максим Писаревский, главный редактор журнала о компьютерных играх "Шпиль!", считает, что электронные забавы мало чем отличаются от других по степени вовлеченности в них игрока. По его словам, онлайновые игры выбирают сегодня порядка 90% геймеров. При этом количество участников игры может достигать одновременно нескольких тысяч человек. Со временем игроки сближаются и образуют сообщества, изолированные от действительности. Увлеченность игрой может привести к апатии в реальной жизни — со всеми ее проблемами и обязанностями — вплоть до нежелания в нее возвращаться.

Впрочем, и уже состоявшиеся, взрослые люди включаются в игру с не меньшим азартом. С той разницей, что ставки в этом случае намного выше.

— У меня есть один знакомый, врач, ему лет под 40, работает в серьезной частной клинике, — рассказывает г-н Писаревский. — Пока в кабинете нет пациентов, он играет в "Бойцовский клуб" — забаву для взрослых. В сети можно купить за реальные деньги какие-то предметы, улучшающие характеристики персонажа. Достаточно представителю игры в Украине передать определенную сумму, так называемые еврокредиты, и в игре у вашего персонажа появятся заветные артефакты или экипировка. Чтобы персонажу такой игры как следует упаковаться, нужно продать в Киеве однокомнатную квартиру.

Пристрастие к дорогим онлайн-удовольствиям иной раз становится чем-то вроде клубной карточки, которая показывает, к какому сообществу принадлежит ее владелец, его социальный статус и финансовые возможности.

Г-н Писаревский уверен: если человек заявляет о своем безразличии к компьютерным играм, значит, просто еще не нашел забавы по душе. Игрок с 20-летним стажем, он и сам частенько проводит по три-четыре часа в день за новой версией игры Lineage II: Scions of Destiny.

Писаревский надеется, что в будущем, когда у него появятся дети, он сможет контролировать, во что они играют, какие фильмы смотрят и на какие сайты в Интернете заглядывают. И хотя игры и прочие виртуальные искушения подчас изобилуют насилием, главный редактор журнала не считает, что пристрастие к компьютерным играм — вещь пагубная.

— У каждого поколения свои игры. Пришел новый век, а с ним и новые развлечения, — отмечает Максим.

Кибер-сериал
В то время как геймеров можно назвать аматерами, киберспортсмены — высшая лига мира виртуальных игр. Как правило, они специализируются на одной игре, доводя до совершенства реакции и навыки, необходимые для победы. И хотя лишь единицы киберспортсменов могут похвастаться большими гонорарами, многие из них стремятся в своем увлечении достичь профессионального уровня и начать зарабатывать игрой на жизнь. Один из тех, кому это удалось, — Михаил Новопашин, он же Hot, самый известный киберспортсмен в Украине. В свои 20 лет он успел объездить полмира и побывать на самых известных чемпионатах. В прошлом году в Италии он занял третье место и выиграл призовые $8 тыс. Это пока его личный рекорд.

— Я играю, чтобы зарабатывать деньги, — коротко объясняет он свое пристрастие. Но при этом добавляет, что с него не нужно брать пример, поскольку успехи в киберспорте — единственное, чего он достиг в жизни. Михаил уверяет, что играют в компьютерные игры люди азартные. Им, по большому счету, все равно, во что играть — в карты или WarCraft.

— Думаю, в кибериграх детям нравятся не только сверхвозможности. Игра — как любимый сериал, фильм… То, что имеет продолжение и обладает множеством комбинаций.

Терпимость к нетерпимости
Результаты многочисленных исследований не дают окончательного ответа на вопрос, что происходит с человеком, который пристрастился к компьютерной жизни — увлекательной, однако далекой от реалий. Ясно лишь, что дети и подростки составляют своеобразную "группу риска", поскольку часто пытаются переносить игровые схемы в настоящую жизнь и применять в реальности законы выдуманного мира.

Алена Чуканова, психолог-психоаналитик Международного института глубинной психологии, уже четыре года работает с семьями, попавшими в кризисную ситуацию. Она утверждает, что компьютерная зависимость чаще всего входит в перечень проблем, с которыми к ней обращаются родители, обеспокоенные ухудшением отношений в семье.

— Чем раньше начались проблемы, тем больше вероятность, что последствия будут печальными, — утверждает психолог.

В подтверждение своего тезиса г-жа Чуканова рассказывает историю пятилетнего мальчика, которого привела к ней на консультацию мама. Саша крайне агрессивно реагировал на своего отца.

— Для ребенка агрессивное отношение к родителям так же нормально, как и любовь к ним. Задача родителей — научить детей выражать свои чувства. Одно дело, когда ребенок говорит "папа, я обижен", и другое — когда он бьет папу в лоб.

В ходе работы с мальчиком выяснилось, что он увлеченно играл в жесткие компьютерные игры, главные герои которых — чудовища. Мама купила Саше их в надежде, что они воспитают в ребенке мужественность. Кроме того, она хотела приобщить сына к компьютеру и в какой-то степени сблизить с отцом, работником сферы компьютерных технологий. Но мальчик так глубоко погрузился в мир своих героев, что это помешало ему правильно выстроить отношения с собственным отцом, которого он представлял… в роли очередного монстра.

Люди, а не киборги
Тем не менее, по словам Алены Чукановой, сами по себе игры не могут быть первопричиной конфликта между родителями и детьми. К примеру, многие говорят о том, что дети сегодня менее социально адаптированы из-за пристрастия к компьютерным играм. На деле ситуация обратная. Не найдя своего места в социуме или столкнувшись с конфликтной ситуацией, они бегут от проблемы и прячутся в мире, который им подвластен — компьютерной среде.

— В виртуальной реальности ребенок может делать все, что хочет: быть главным, устанавливать правила, он может побеждать, быть красивым, сильным, всемогущим. К сожалению, именно эти ощущения порождают проблемы, когда дети взрослеют.

Нарушение доверия между детьми и родителями, авторитарные отношения или попустительство могут привести к ситуации, когда ребенок или подросток захочет укрыться, сбежать от возрастающих требований в мир, где он — властелин.

— Для того, чтобы человек развивался, ему нужен другой человек, не компьютер. Это главное, и это — единственно правильный метод воспитания, — говорит г-жа Чуканова.

Ее сыну сейчас девять лет и, как все мальчишки его возраста, он увлеченно играет в компьютерные игры.

— Пока это гонки, машинки… и компьютерные "стрелялки" — куда же без них. Но я объясняю сыну: на свете много интересного. Стараюсь дать ему возможность это интересное увидеть. В идеале, ребенок должен сделать выбор сам. Но для того, чтобы он его осуществил, нужно показать, из чего можно выбрать.

Психолог считает, что компьютерные игры могут быть развлечением и в то же время — давать конкретные навыки. Но научить жить и принимать решения они не смогут никогда.

Виртуальность на замке

Принятые в 1998 г. "Государственные санитарные правила и нормы организации работы в компьютерных классах учебных заведений" действуют и сегодня. В постановлении четко ограничено время, которое дети должны проводить за компьютерами. Для самых младших — шестилеток — время непрерывной работы составляет 10 мин, для 2-5-х классов — 15 мин. В выпускных классах время увеличивается до 30 минут.

Одна из соавторов проекта, заместитель директора Института общей и коммунальной гигиены им. Марзеева при Министерстве здравоохранения Украины Надежда Полька считает, что эти нормы давно устарели.

Пока не доказано, является ли компьютер прямой причиной роста числа хронических заболеваний у детей. Но длительное пребывание у монитора может приводить к ухудшению физического состояния ребенка. По словам г-жи Польки, в первую очередь страдает зрение детей, их нервная система, нарушается осанка.

По данным института, сегодняшние школьники проводят за компьютером до 8 часов в сутки. Как правило, на вечерних "сессиях" в компьютерных клубах, когда стоимость одного часа пребывания в них дешевле. Завсегдатаи компьютерных клубов — подростки 10-15 лет, 90% из которых мальчики.

Уже готов новый проект правил для работы компьютерных и игровых заведений. Однако принять его будет нелегко: придется согласовать документ с Всеукраинской ассоциацией компьютерных клубов Украины.

— Безусловно, они будут против него, потому что зарабатывают на детском досуге, — уверена г-жа Полька.

Родителям, впрочем, никто не мешает ввести определенные ограничения для детей уже сейчас — по примеру Билла Гейтса. Когда его восьмилетний сын с обидой поинтересовался, долго ли еще ему будут мешать общаться с компьютером, получил ответ: "До тех пор, пока ты не уедешь из дома и не станешь устанавливать собственные".