Болек против Валенсы
Разоблачительная книга о сотрудничестве экс-президента и бывшего главного диссидента страны Леха Валенсы со спецслужбами вызвала в стране нешуточный ажиотаж
Таких очередей Польша не видела со времен Советского Союза. Даже книги о Гарри Поттере не вызывали у поляков такого бурного интереса. Причиной толчеи под дверью издательства ИНП (Института народной памяти) стал академический опус по новейшей истории. Согласно версии авторов издания Славомира Ценцкевича и Петра Гонтарчика "Служба Безопасности и Лех Валенса. Дополнение к биографии", первый президент независимой Польши активно сотрудничал с коммунистическими спецслужбами под псевдонимом Болек.
Люстрация для сексотов
В 1997 г. после долгих споров и вопреки протестам экс-диссидента Леха Валенсы польский Сейм принял закон о люстрации, запрещавший бывшим коммунистам и пособникам советского режима занимать какие-либо посты во власти. Этот закон должен был решить две проблемы: с одной стороны, защитить граждан от "правдивых доносов", а оставшихся на плаву политиков – от нападок на их доброе имя, с другой – проредить компанию претендентов на хлебные должности под убедительным предлогом: не допустить бывших коммунистических прихвостней к власти.
На деле вышло не так гладко. В стране началась охота на ведьм, на судей и политиков посыпались доносы. Чтобы разобраться в них и докопаться до правды, был создан Институт народной памяти, ставший, по сути, новым инквизиционным органом. Сотрудники этого учреждения должны были изучать архивы спецслужб и публиковать списки нынешних министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников, сотрудничавших с коммунистическим режимом. После нескольких громких увольнений (например, бывшего диссидента премьер-министра Януша Томашевского и главы Сейма Юзефа Олексы) в 2006 г. парламент распространил действие закона на руководителей государственных компаний, ученых, работников университетов, директоров школ и журналистов.
Кроме длиннющих списков сексотов люстрация 1997-го запомнилась полякам двумя скандалами, которые властям удалось быстро замять. Касались они двух легендарных персонажей современной польской истории: главы оппозиционной коммунистам партии "Солидарность" Леха Валенсы и бывшего коммуниста, на тот момент – действующего президента Александра Квасьневского.
Именно поэтому книга "СБ и Лех Валенса. Дополнение к биографии" так взбудоражила польское общество. Изложенные в ней сенсационные данные, которые удалось скрыть в 1997-м, свидетельствуют о том, что агент Болек в 1970-х сотрудничал с коммунистическим режимом и информировал спецслужбы о готовящихся диверсиях. Согласно утверждению авторов, став главой государства, Болек сделал все возможное, чтобы найти и уничтожить порочащие его документы.
Компромат на Польшу
Собственно, сам по себе факт сотрудничества – не новость.
– В своей биографии Лех рассказывал о том, что был арестован в декабре 1970 года, – рассказал Фокусу Генрик Вуец, бывший деятель "Солидарности", экс-министр сельского хозяйства Польши, а ныне глава Форума Польша – Украина. – В те времена любого человека можно было "убедить" в необходимости работать на службы. Во всяком случае, всем, кого хотя бы раз арестовывали, это предлагали. Мало кто находил аргументы для отказа – после "серьезного разговора" люди готовы были подписать любые документы.
Но бойцы старой гвардии, оправдывая возможную слабость бывшего лидера, не хотят верить в правдивость документов.
– Еще в конце 1970-х – начале 1980-х служба безопасности распространяла много поддельных материалов о том, что разные известные люди якобы сотрудничали с коммунистическим режимом, – говорит Генрик Вуец. – Насколько я знаю, все эти материалы вместе с остальными документами попали в архив. Если все это достать из подвалов – там компромата на всю Польшу хватит.
Однако соавтор нашумевшего исследования Славомир Ценцкевич уверен, что документы, по которым была написана книга, подлинные.
– Я давно занимаюсь исследованиями современной истории, – рассказал историк Фокусу. – Получив доступ к архивам службы безопасности, я наткнулся на документы, в которых фигурировал агент Болек. Им оказался Лех Валенса. Таких материалов в архивах осталось очень много – именно поэтому возникла идея написать книгу. Все документы подлинные. Если бы они были фальшивкой, их бы архивировали иначе – не так, как все остальные материалы.
Причиной скандала стало обвинение Валенсы в попытке изъять и уничтожить материалы о Болеке из архивов.
– Записи в архивных книгах свидетельствуют, что в конце 1990-х Лех Валенса имел к ним доступ, – уверяет Ценцкевич. – Тогда многие документы исчезли из папок. Похищение материалов доказывает, что данные об агенте Болеке и изложенная в них информация – не фальшивка.
Смерть символа
Книга изрядно подмочила репутацию Леха Валенсы. В работе Ценцкевича и Гонтарчика перед читателем он предстает сексотом и доносчиком, который не имел мужества честно признаться в сотрудничестве с коммунистами.
– О Валенсе теперь будут думать и говорить иначе, и это нормально, – считает Славомир Ценцкевич. – Нельзя называть героем человека, который уничтожает документы и называет черное белым.
Пытаясь смягчить радикализм исследователя, представитель ИНП Анджей Арсенюк уверяет Фокус, что авторы не ставили целью очернить образ диссидента.
– Книга не перечеркивает наших знаний о Валенсе, – считает он. – Она дополняет их, рассказывает, что в жизни этого человека были разные периоды.
Но пока польские СМИ пестрят сообщениями о том, что появление компромата на Валенсу не случайно и цель его – свергнуть этот "вечно живой" символ постсоветской эпохи, лишить его харизматичности и доверия людей.
Публицист, заместитель главного редактора Gazety Wyborczej и бывший пресс-секретарь Леха Валенсы Ярослав Курски уверен, что люстрация экс-президента выгодна его бывшим соратникам по "Солидарности" – президенту Леху Качиньскому и его брату Ярославу, который недавно лишился премьерского поста, но по-прежнему возглавляет партию "Право и справедливость" – главную оппозиционную политическую силу страны.
Два года назад Валенса заявил о желании вернуться в большую политику и с тех пор вплоть до сегодняшнего дня не устает призывать президента Качиньского уйти в отставку.
– У Качиньских с Валенсой старые счеты: когда-то братья очень хотели, чтобы президентом стал один из них, но экс-лидер "Солидарности" оказался более прытким, – говорит Курски.
Защитник Валенсы Курски считает, что авторы перегнули палку, ведь они пытаются на основе небольшого фрагмента истории вынести приговор экс-президенту.
– Все то, что описано в расследовании, – только небольшой фрагмент правды. За любым поступком стоит множество событий. А описать в целом величие и значение этого человека в ближайшее время не сможет никто, – утверждает г-н Курски.
Простые граждане отдают экс-президенту должное и реагируют на книгу сдержанно.
– Мое отношение к Валенсе после выхода книги не изменилось, – говорит Михал Кацевич. – Я прекрасно понимаю: всем, что сейчас есть в Польше, мы обязаны Валенсе. Без него ничего бы не было. Говоря о 1970-х, всегда нужно делать скидку на специфику периода: тогда все были связаны с СБ. Вот только Валенсе надо было не скрывать это, а честно признаться. И еще: историки из ИНП сделали книгу так, что все в ней выглядит очень достоверно. Но основаны все выводы на документах службы безопасности, а им тоже нельзя верить на все сто. Самое неприятное, что права партия ПиС ("Право и Справедливость") делает из книги вывод, что все реформы 1980-х были проведены через СБ, а значит, срочно нужны новые, и поэтому мы должны выбрать их. После таких заявлений возникают сомнения в том, что исследование ИНП имеет строго научный, а не заказной характер.
Другой собеседник Фокуса Адам Тухлинский в изложенные в книге факты готов верить, но при этом прямолинейные заявления историков ставит под сомнение:
– Конечно, верю в то, что они написали – сотрудничество же очевидно. Но кричать, как правые, что все реформы в Польше через Валенсу проводила СБ – это же бред! Ну как можно сказать, что коммунисты ввели в Польше капитализм? – смеется он.