Последний герой. Богдан Ступка в театре и кино
22 июля ушел из жизни Богдан Ступка. Главного украинского актера современности еще при жизни называли гением, а с его смертью в отечественном театре и кино закончилась целая эпоха
"Я склонен больше уважать проститутку, которая зарабатывает своим телом на кусок хлеба, чем политиков, торгующих убеждениями", — Ступка никогда не стеснялся резких выражений, даже когда с 1999 по 2001 год занимал пост министра культуры. На заседаниях Кабмина актер появлялся в джемпере, а не в номенклатурном костюме, а о своей работе позже вспоминал как о весьма полезном опыте: "Чтобы понять человека, нужно всегда чувствовать себя ниже его. Я научился слушать людей, когда был министром. Ко мне часто являлись ходоки и что-то говорили подолгу, просили. А я сидел, слушал их мольбы и думал: "Я не выдержу, я не выдержу, я сейчас засну. Что я тут вообще делаю? У меня же есть дела поважнее. У меня репетиции, у меня съемки". А они все — дай то, помоги с этим, все мелочи какие-то. А потом вдруг понял, что не бывает мелочей. И мгновенно научился слушать и разговаривать".
"В действительности никто толком не знает, что такое хороший или плохой герой", — говорил о своих ролях Богдан Ступка, которого в юности считали "неврастеником с отрицательным обаянием". Первый успех в кино пришел к нему в 1970 году после роли в ленте Юрия Ильенко "Белая птица с черной отметиной". Это была лишь вторая экранная работа актера. Всего же Ступка сыграл 102 персонажа. "Я считаю, что Ступка был скрипкой Страдивари, и с ним умерли десятки людей, которых он сыграл", — сказал об актере режиссер Владимир Бортко.
"Старость — редкая гадость. Господу Богу все хорошо удалось: и рождение человека, и юность, и зрелость. А вот старость — нет. Идешь по улице, а ноги подкашиваются. И думаешь: еще недавно бегал, куда все делось? Ведь в человеке только тело ветшает, а душа остается молодой". Актер два года боролся с раком кости и проблемами с сердцем и вел активную творческую жизнь. А свое последнее громкое заявление сделал 4 июля этого года, когда вышел из состава Гражданского гуманитарного совета при президенте Украины в знак протеста против принятия закона о языке.
Юлия Куприна, Фокус