Восточный секрет. Китайцы готовят олимпийских чемпионов, опираясь на советскую цирковую школу
Китайцы штампуют олимпийских чемпионов, скопировав систему подготовки советских цирковых училищ и не брезгуя применять насилие даже к самым юным спортсменам
Нет сомнений, что китайцы второй раз кряду выиграют летнюю Олимпиаду. Их победы принято объяснять огромным населением страны. Дескать, у китайцев наверняка по миллиону спортсменов на каждый вид, успевай только лучших отбирать. Это самое распространенное заблуждение. Достаточно простого примера: в Украине прыжками в воду занимается 1500 спортсменов, в России — 3200, в США — 10 000, а в Китае — лишь 800 человек. Но пять из шести золотых наград лондонских Игр-2012 взяли именно китайские прыгуны.
Этот пример приводит Михаил Угрюмов — тренер сборной Украины по прыжкам в воду, воспитавший 27 чемпионов Европы и мира в СССР, Испании и Англии. Он уже 30 лет изучает китайскую систему подготовки прыгунов, регулярно бывая в КНР. "Сейчас весь мир начал присматриваться к их методикам и перенимать опыт. Но Китай — это машина, которую уже невозможно остановить или догнать", — утверждает Угрюмов и выделяет восемь основных составляющих их успеха.
1. Советский цирк в помощь
Угрюмов вспоминает, как в 1979-м китайская делегация приезжала к нам перенимать опыт советской системы подготовки прыгунов в воду. А уже четыре года спустя он возглавлял научно-методическую группу, которая отправилась в Китай изучать причины неожиданно успешных результатов тамошних спортсменов. "На примере наших цирковых и балетных школ китайцы поняли: чтобы воспитать одного чемпиона, нет нужды собирать тысячи спортсменов, — говорит тренер. — Надо сосредоточиться на поиске действительно талантливых ребят, уметь их распознавать, предоставить им лучших тренеров, хорошие условия и материальный стимул". Таким образом они создали систему, которая учитывает лучший опыт западноевропейской, американской и советской школ, не требует постоянных гигантских финансовых вложений и гарантированно дает результат.
2. Трехлетние чемпионы
Разумеется, фундамент спортивной нации закладывается в Китае на любительском уровне. "Дети здесь начинают учиться в обычной школе с трех лет. И один из обязательных уроков — так называемая гимнастика: смесь ушу, акробатики, подвижных игр и упражнений для развития координации, — рассказывает Угрюмов. — Позже школьников обучают пяти базовым видам спорта: легкая атлетика, баскетбол, настольный теннис, ушу и бадминтон. Но отбор в профессионалы начинается на первом этапе — с уроков гимнастики". Специально обученные селекционеры просматривают детей, особо талантливым предоставляют полгода испытательного срока, и если ребенок оправдывает ожидания, его зачисляют в спортивный интернат.
4. Сдам ребенка в аренду
Родители охотно отдают детей в интернаты. "Во-первых, китайцы очень уважительно относятся к любым учителям — воспитателям, преподавателям, тренерам. Доверяют им больше, чем себе, — рассказывает Угрюмов. — К тому же в китайской семье обычно трудятся оба родителя, домохозяйки здесь большая редкость, поэтому на ребенка просто не хватает времени. В-третьих, мест в университетах очень мало, и пробиться в люди проще через спорт". Отдать свое чадо в интернат — еще и выгодно материально. Все расходы по воспитанию ребенка берет на себя государство. Более того, родителям ежемесячно выплачивают по $120. С 12 лет спортсмены начинают получать зарплату — $40 в месяц. С каждым годом и в зависимости от результатов сумма увеличивается, ведущие спортсмены зарабатывают около $2500, не считая рекламных контрактов. Если на каком-то этапе обучения ребенка отчисляют из интерната, семья получает компенсацию — по $1200 за каждый проведенный здесь год. А главное — бывшие ученики интернатов не оказываются на улице, их без экзаменов принимают в университеты.
5. Послушание — золото
Особый тренировочный процесс и отношение к нему китайских спортсменов — не менее важная составляющая, чем условия подготовки. "Каждый тренер постоянно требует от подопечных показать более высокий результат — сделать то, чего они никогда еще не делали. И очень важно, чтобы спортсмены полностью доверяли наставнику, — объясняет Угрюмов. — В этом плане китайский менталитет подходит идеально". Другими словами, пускай китайцам тяжело дается импровизация в спорте, зато их послушание, трудолюбие и выносливость предоставляют неограниченные возможности в видах, где можно "вылепить" чемпиона.
6. Боль? Нет, не слышали
По словам Угрюмова, благодаря маленьким классам (по 4–6 человек) учеба в спортивных интернатах проходит быстрее, и остается максимум времени на тренировки. Дети занимаются по 4–6 часов каждый день (один выходной получают только те спортсмены, чьи семьи живут недалеко от интерната) и без каникул. "Это очень серьезные нагрузки. Когда мы попробовали их применять, наши спортсмены начали ломаться психологически и физически", — рассказывает тренер. Китайцев же опасность травм не пугает. Известны случаи, когда спортсмены вынуждены возобновлять тренировки, окончательно не залечив повреждение. Несмотря на риск рецидива и ужасную боль, считается, что таким образом воспитывается эмоциональная устойчивость и понижается болевой порог.
7. Тапком и пряником
Жесткая дисциплина в китайском спорте напоминает армейскую. Более того, наставники иной раз применяют к детям насилие. "Да, местные тренеры выходят за рамки приемлемой педагогики, — подтверждает Угрюмов. — Видел, как 7-летняя девочка после неудачного прыжка сама подошла к тренеру и подставила носок. Та больно ударила тапком по одному, затем по другому. Девочка, даже не скривившись, пошла прыгать дальше. Это считается нормой и происходит регулярно".
8. Чемпионские таблетки
Передовое медицинское обеспечение — еще одна составляющая успеха китайских спортсменов. "При каждом интернате работает лаборатория, которая регулярно обследует детей и предоставляет результаты тренерам, — говорит Угрюмов. — Все занимающиеся ежедневно принимают препараты и витамины, прописанные индивидуально". Злые языки поговаривают, что китайцы пичкают спортсменов допингом. Об этом заговорили после парадоксальных результатов пекинской Олимпиады-2008 — слишком уж много китайских призеров несколько лет до Игр не выступали на официальных соревнованиях. То есть избегали допинг-проб — строили догадки европейские СМИ. "Китайские пловцы попались на допинге еще на чемпионате мира —1994. Оказалось, спортсменов вынуждал принимать анаболики немецкий тренер их сборной, — вспоминает Михаил Угрюмов. — Спортивные функционеры КНР тогда сделали выводы, и я не верю, что они могут поддерживать такой метод достижения результата. Ведь Всемирное антидопинговое агентство сейчас берет пробы даже вне соревновательного периода". По большому счету, китайцам и не нужен допинг. Они уверены, что и без него победят любого.
Сергей Болотников, Фокус