Карта Мира. После империи. Чем интересна Вена помимо дворцов и вальсов

Маркетолог Евгения Маслова убедилась, что столица Австрии интересна не только дворцами, театрами и музыкантами во фраках

Вена, конечно же, самая имперская столица мира. Дворцы, королевские парки, туристические кареты с лошадками, Моцарт во всех витринах, Штраус на каждой площади, и ощущение, будто фрак на уличном музыканте тут в порядке вещей. Но если обязательная программа выполнена или попросту неинтересна, путешественник может увидеть и другую Вену.

Креативный сантехник
В поездку по современной Вене логично отправиться не на фиакре, а на велосипеде. Озадаченная, как и вся Европа, проблемой пробок и парковок, Вена пошла по очевидному пути — начала пересаживать своих жителей и гостей на двухколесный транспорт. Результатом стали дорожки протяженностью 1200 км и вездесущие автоматы для аренды велосипедов. Первый час бесплатно, 2-й — 1 евро, 3-й — 2 евро и т. д. Фанаты экономии могут, откатавшись первый час, просто сдать велосипед и подождать 15 минут — после этого дается право на следующий бесплатный заезд.

Проехаться стоит по набережной Дуная, каменные стены которой давно отданы граффитчикам. Рисунки обновляются с такой частотой, что, проезжая, можно заметить художников за работой, а посетив город через полгода — уже не найти их творения.

По одну сторону тянутся бесконечные граффити, по другую, как раз между водой и асфальтированной дорожкой рядом с лавочками, — странные инсталляции венского чудака Хельмута Палла. Дизайнер и фотограф, который занимается трансформацией мебели, создал на берегу Дуная скульптурный парк из отживших свое бочек из-под машинного масла, раковин и прочих ненужных вещей.

Под газом
В европейских городах модно превращать промзоны в арт-объекты. И Вена не исключение.
В конце XIX века в одном из районов австрийской столицы были построены газгольдеры — резервуары для хранения газа. Позже город перешел на использование природного газа, надобность в хранении отпала, и газгольдеры закрыли. В начале нового тысячелетия им нашли другое применение. После проведения конкурса все четыре газгольдера перестроили и поделили на зоны: жилую, офисную, развлекательную. При этом снаружи они сохранили свой первозданный вид.

Сейчас на территории бывших хранилищ газа размещается целый поселок: в нем уместились около 800 квартир и 70 студенческих комнат, муниципальный архив, кинотеатр и концертный зал на 3000 человек.

Безумное искусство
Если кто и сломал стереотипы о Вене как о пафосном имперском городе, так это архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Он считал, что раз в природе ровных линий нет, то и в архитектуре им не место, и даже пол в его зданиях был с изгибами и впадинками.

Мастер не признавал одинаковые дома-коробки, украшал здания разноцветной битой плиткой, сажал деревья в специальных нишах своих зданий в порядке компенсации за урон, наносимый человечеством природе. Крыши Хундертвассера украшают золотые и голубые купола. Иного и не стоило ждать от человека, принципиально носившего разные носки и на недоуменные вопросы отвечавшего: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?"

Яркие и геометрически неправильные творения Хундертвассера нужно увидеть обязательно.
В Вене их четыре: жилой дом Хундертвассера, "Кунстхаус" (галерея), торгово-выставочный центр ("Деревня Хундертвассера") и котельная Шпиттелау. Последняя выглядит особенно радостно и притягательно, учитывая ее функциональное назначение — завод по переработке мусора.
Жители дома Хундертвассера помимо необычного экстерьера получили в подарок толпу фанатов архитектора, и теперь вход в дом украшен объявлениями с основной мыслью: "Не звоните, очередь на просмотр дома изнутри тянется месяцы и годы, быстрее не получится". Однако даже фасад этого шедевра впечатляет.

Напротив жилого дома расположен выставочный центр, или "Деревня Хундертвассера". Все те же изгибы линий, яркие цвета, деревья на крыше, а также один из самых необычных в мире туалетов — место паломничества: других возможностей увидеть интерьер от Хундертвассера практически нет.

Ну а в галерее "Кунстхаус", венском Доме искусств, находятся музей мастера и выставка его работ.

Закачаешься
Когда крутить педали надоест, самое время отдохнуть в одном из многочисленных венских парков. Собственно, устраивать пикник или просто релаксировать в гармонии с природой на газоне можно где угодно, даже в самых что ни на есть "королевских" местах. Вена не зря признана одним из лучших городов для жизни: в Бруно Крайски Парк, возле станции метро "Маргаретенгюртель", есть не только газоны, но даже гамаки для всех желающих. А тем, кто предпочитает более твердую точку опоры, предлагаются деревянные помосты для сидения.
Кроме радости послеобеденного сна в красном гамаке удовольствие доставляют наблюдения за товарищами по отдыху. Забавно смотреть, как кто-то выбирает себе идеальный гамак, а именно — скачет от объекта к объекту, покачивается, прислушивается к ощущениям и бежит к следующему "снаряду". Или наблюдать торжество самодостаточности, глядя, как человек, лежащий в гамаке, раскачивает себя сам с помощью зонта-трости.

На входе в парк продают тайскую лапшу с различными добавками — вот вам и еще один важный пункт экскурсии по "другой Вене" с ее "пивными садами" и традиционными шницелями.

Евгения Маслова, Фокус