Снимите это немедленно. Алан Бадоев рассказал, почему не хочет снять видео для Мадонны

Говорим "украинский клипмейкер", подразумеваем "Алан Бадоев". Самый успешный отечественный режиссер музыкальных видео объяснил Фокусу, зачем артистам нужны клипы и почему он не хочет снять видео для Мадонны

Алан Бадоев называет себя стопроцентным наркоманом от работы. Застать его в офисе на Подоле, куда его компания SK Production недавно переехала и где еще даже не закончен ремонт, почти невозможно. "Мое рабочее место — это съемочная площадка", — заявляет клипмейкер. Говорит он тоном, не терпящим возражений, и видно, что к спорам с подчиненными не привык.

"Режиссер просто должен точно понимать, чего он хочет. А как он этого достигает, это уже его харизма", — констатирует Бадоев. У него с харизмой явно все в порядке: легче перечислить отечественных звезд, которым Бадоев не снимал видео. Также среди заказчиков украинского клипмейкера — россияне Филипп Киркоров, Валерий Меладзе, Dan Balan, Глюк"oZa и француженка Лара Фабиан. С последней он снял не просто видео на одну песню, а музыкальную драму "Мадемуазель Живаго". В перерывах между съемками клипов, а их Бадоев выпускает более двух десятков в год, режиссер ставит телевизионные шоу, работает телеведущим и продюсером. А с недавних пор подумывает вернуться в большое кино и сделать второй после выпущенной в 2007 году "Оранжевой любви" полнометражный фильм. "В этом сезоне я жду с нетерпением выхода клипа Полины Гагариной на песню "Нет", который мы недавно сделали. Я считаю, это будет очень хорошо, — рассказывает о своей работе Бадоев. — В прошлом сезоне я не снимал ничего лучше, чем мюзикл Z-Dance для Макса Барских, и упивался кайфом от работы с Алиной Гросу над клипом "Прости меня, моя любовь"". И довольно улыбаясь, добавляет: "Я очень рад тому, что эталонных клипов у меня до хрена, каждый месяц хотя бы один такой есть".

Клип под ключ
Звание самого успешного клипмейкера Украины Бадоев заработал всего за семь с небольшим лет. Когда после окончания Киевского института кино и телевидения Алан думал, чем бы ему заняться, отечественная индустрия музыкального видео находилась в зачаточном состоянии. "Мы с друзьями просчитали рынок и поняли, чего нам не хватает: в первую очередь, качества, во-вторых, креатива и, в-третьих, комплексного подхода, то есть работы от идеи до полного воплощения", — вспоминает Бадоев. Расчет оказался верным, и с тех пор режиссер снял более 250 клипов.

"Самый первый был очень простым. Приехали люди из Харькова, друзья моей подруги, и сказали: вот есть десять тысяч долларов, клип снимешь? Я ответил: "Да!" Они выложили эти десять тысяч, мы на них посмотрели и подумали: что же делать? Куда бежать?" — со смехом рассказывает Бадоев о старте своей карьеры. С тех пор бюджеты его клипов значительно выросли. В среднем видео от Бадоева стоит $80 000–140 000, проект Z-Dance (три ролика по 10 минут каждый) обошелся в $300 000, а бюджет фильма "Мадемуазель Живаго" составил $3 млн.

Впрочем, иногда Алан Бадоев позволяет себе работать и бесплатно, если ему очень нравится песня, как получилось с треком Тины Кароль "Ніжно", или коллектив, как это произошло с группой "ТІК", для которой режиссер снял два видео. На вопрос о том, есть ли еще артисты, для которых хотелось бы снять клип "просто так", Бадоев отвечает: "Если бы вы спросили меня об этом пять лет назад, я бы мог назвать ряд артистов. А сейчас — Адель разве что, потому что музыка очень нравится". Как насчет зарубежных звезд уровня Мадонны? "Это просто эго: быть крутым — снять Мадонне. А я и так нормально себя чувствую. Я вообще люблю новичкам делать видео", — признается Бадоев.

Последние несколько лет одного из таких новичков — певца Макса Барских он еще и продюсирует. "Я встретил безумно творческого человека, для которого самое главное — это то, что у него есть ноутбук с его песнями, и он этим живет. И решил помочь. Ну и знаете, как у Экзюпери, мы в ответе за тех, кого приручаем. Пришлось изучать кардинально другой, неизвестный мне рынок и неизвестную мне профессию", — объясняет Бадоев. Оказалось, что продюсер — это тот же режиссер, которому для того чтобы добиться успеха, нужно уметь объединять несколько профессий в одной и грамотно выстраивать сценарий. Успех новой работы можно измерить: по данным Фокуса, за последний год Макс Барских собрал десяток музыкальных премий, дал больше сотни концертов и заработал около $800 000.

Глаз божий
В детстве Алан хотел стать адвокатом. "Однажды я пошел на суд и понял, что это не то, как я себе видел", — вспоминает он. Авторское видение в режиссуре очень важно. "Есть три основные составляющие: твое видение, сочетание придуманного образа с артистом и что этот образ в итоге принесет артисту, — отмечает Бадоев. — Потому что клип — это прежде всего большой рекламный ролик. Если после него на артиста появляется спрос — люди ходят на концерты, слушают музыку, еще и еще смотрят клип — это успех, а если нет — значит, нет".

Режиссерское видение Бадоева может расходиться с мнением звезды. "Я говорю: тебе нужно перекраситься или подстричься, или давай уберем твои накладные ногти и гипюровый пиджак", — рассказывает режиссер. Иногда эти предложения вызывают недоумение. Но сейчас гораздо реже, чем раньше, поскольку срабатывает репутация. "Каждый артист знает, что я не предлагаю просто так, и мне не все равно, что конкретно потом получится. Я очень глубоко думаю о каждом исполнителе, для меня крайне важно предложить то, что потом выстрелит", — объясняет Бадоев.

Выстреливает почти всегда, поэтому к нему стоит звездная очередь. Есть и постоянные клиенты: режиссер много снимает для Ирины Билык, Тины Кароль, Светланы Лободы и других отечественных исполнителей. Дружить с клиентами он, впрочем, не стремится: работа — это работа. Чтобы снять хорошее видео, ему не обязательно быть в восторге от песни. "Плохой трек я принимаю как вызов", — подчеркивает режиссер.

Ставить перед собой сложные задачи — вообще любимая стратегия Бадоева. Он берется за сложные проекты вроде нового игрового шоу с множеством трюковых номеров "Красное или черное" для канала "Интер" или пишет хитросплетенные сценарии, чтобы его команда не расслаблялась. "Мои амбиции — не останавливаться, постоянно быть впереди остальных", — говорит режиссер. На ближайшие дни у него уже запланирована фотосессия для глянцевого журнала, в которой Алан Бадоев выступает моделью, еще одна фотосъемка, где он — арт-директор, а затем съемки очередного клипа. С таким темпом работы режиссер может не переживать: вряд ли кто-то в ближайшее время сможет его догнать.

Мастер-класс
Ни один артист не станет популярным без клипов. Фокус представляет пятерку режиссеров, которые снимают видео для самых успешных украинских звезд

  • Виктор Придувалов. "Холодно" для "Океана Эльзы"
  • Катя Царик. "Солнце" для Ани Лорак
  • Макс Паперник. "Попытка №5" для группы "ВИА Гра"
  • Александр Филатович. "Ти найкраща" для Alyosha и Влада Дарвина
  • Сергей Ткаченко. "Прованс" для Елки


Юлия Куприна,
Фокус