Цыганская работа. Интервью с Гораном Бреговичем
Горан Брегович должен был стать скрипачом, но из музыкальной школы его выгнали за отсутствие таланта. Сегодня звезда балканской этномузыки легко собирает многотысячные площадки
На просторном коктебельском пляже возле горы Юнге вечером 31 августа было не протолкнуться. У главной сцены фестиваля "Джаз-Коктебель" все собравшиеся ожидали выступления хедлайнера — сербского музыканта Горана Бреговича. Говорили, что такой же плотной была толпа только на концерте группы "Ляпис Трубецкой". Белорусы выступали в первый день фестиваля 29 августа, и послушать их приехали соотечественники на нескольких десятках автобусов. Однако официальный рекорд гости десятого "Джаз-Коктебеля" установили именно накануне выступления Бреговича и его "Свадебно-похоронного оркестра" — более десяти тысяч проданных билетов.
62-летний Брегович, которому, впрочем, не дашь его лет, проснулся знаменитым на весь мир после того, как написал музыку к фильму Эмира Кустурицы "Время цыган". Картина получила приз на Каннском фестивале в 1989 году и стала международным хитом. Популярность для музыканта была вовсе не в новинку, примерно с середины 1970-х он был рок-звездой в Югославии, но из-за гражданской войны вынужден был переехать в Париж и начать все сначала. Карьера этномузыканта Бреговичу вполне удалась: после успеха "Времени цыган" он успел записать десяток собственных пластинок, сочинить саундтреки к двум десяткам художественных фильмов и дать сотни концертов по всему миру.
Музыкант, который называет себя югославом, потому что мать у него — сербка, а отец — хорват, в последние несколько лет зачастил в Украину. Правда, до Коктебеля в этом году доехал впервые и привез с собой цыганских трубачей из Сербии и певиц из Болгарии. Перед концертом Горан Брегович рассказал Фокусу о своих отношениях с цыганами, о том, почему похороны должны быть такими же веселыми, как и свадьбы, и об алкоголе, без которого не обходится ни одно выступление "Свадебно-похоронного оркестра".
— Откуда в вашей музыке сербскохорватские нотки – понятно. А вот как насчет цыганщины? Вы помните момент, когда впервые услышали цыганскую музыку?
— В тех местах, откуда я родом, если ты музыкант, то считается, что у тебя цыганская работа. Так что… (смеется). Я помню, как заработал игрой на гитаре свои первые деньги. Мне было 13, я чувствовал себя королем. А отец сказал мне: "Надеюсь, ты не станешь всю жизнь заниматься этой цыганской работой". Ну и с тех пор я всегда был окружен цыганами, ведь работа, которую я делаю, цыганская.
— Ваша группа называется "Свадебно-похоронный оркестр". Значит ли это, что на свадьбах и похоронах можно играть одну и ту же музыку?
— Не знаю, как у вас, но у сербов есть обычай: после похорон они идут есть и пить, чтобы помянуть человека, которого только что похоронили. И играют его любимые песни. И часто так случается, что это веселые песни. Такой вот замкнутый круг из жизни и смерти. Мой брат, например, когда попадает на хорошую вечеринку, любит говорить: "Мы так не веселились с тех пор, как хоронили нашу мать" (смеется).
— А вы сами когда-нибудь на настоящей свадьбе или похоронах играли?
— Да, один раз играл на свадьбе, правда, в России. На похоронах — ни разу. Но вот мои музыканты — они до того, как стали сотрудничать со мной, как раз много играли и на свадьбах, и на похоронах, поэтому я в шутку начал их называть "Свадебно-похоронным оркестром".
— Две части вашего последнего альбома "Алкоголь" называются "Сливовица" и "Шампанское". Это ваши любимые алкогольные напитки?
— Я бы так не сказал. У меня в контракте записано, что на сцене я должен выпивать. Обычно пью Jack Daniels. Однако альбом с названием "Алкоголь" я записывать не собирался. Просто однажды на фестивале в Гуче, в Сербии, я выступал со своим оркестром. И решил там не играть свою обычную профессиональную программу, все-таки фестиваль любительский, участники — простые сельские трубачи. Мы исполнили музыку, которую играем для себя, и немного рок-н-ролла из моего прошлого. И на том концерте мне на сцене пилось очень хорошо. А после концерта я раздал музыкантам много денег — я люблю раздавать чаевые цыганам. Ну и тогда я подумал, почему бы не записать альбом? 24 сентября как раз выходит вторая его часть — "Шампанское для цыган". Цыган вообще отовсюду прогоняют. А я решил поступить наоборот и пригласил вместе поработать цыган, которые уже оставили след в популярной культуре, и тех, кто, как мне кажется, еще его оставит. Так что у меня есть совместные песни с Gipsy Kings. И еще две — с Gogol Bordello. Евгений Гуздь — последний известный цыган.
— Судя по названию альбома, эти песни нужно слушать с бокалом шампанского?
— Ну, я вообще не призываю употреблять алкоголь, ведь это неполиткорректно. Алкоголем очень легко злоупотребить. С другой стороны, злоупотребить можно чем угодно. Даже борщом можно нанести себе вред — если с ним переборщить.
Джаз в цифрах
Музыка, как утверждает хедлайнер нынешнего "Джаз-Коктебеля" Горан Брегович, — самый первый человеческий язык. Однако если его из нот перевести в цифры, становится ясно, что музыка — еще и очень популярный способ общения
- 5 дней длился в этом году "Джаз-Коктебель"
- В этом году фестиваль отпраздновал 10-й день рождения
- На юбилейном "Джаз-Коктебеле" выступили 55 групп и исполнителей
- Выступления проходили на трех сценах — Волошинской, открытой дневной и вечерней Nu Jazz
- От 125 грн. до 885 грн. колебалась цена на фестивальные билеты и абонементы
- Более 30 000 билетовбыло продано на всеконцерты
- Население поселка Коктебель в свободное от проведения фестиваля время составляет 2844 человек