Выброси дневник. Чему учат в украинских альтернативных школах

В Украине все больше школ c альтернативными программами обучения. В них нет оценок, расписания уроков и обязательных предметов, зато приветствуются творчество и стремление самостоятельно управлять своей жизнью

Из-за конфликта с учителем 14-летний Никита Костюкевич перешел из общеобразовательной школы в киевскую альтернативную школу-парк. Первое, что его удивило: там нет классов, оценок и домашних заданий. "Я сам решаю, когда и какие предметы учить", — рассказывает восьмиклассник Никита. Но такая образовательная демократия требует от учеников огромной ответственности — в конце года всем приходится сдавать госэкзамены. И если школьник плохо освоил программу, его оставляют на второй год. "Благодаря такому подходу мы становимся взрослее и учимся управлять своей жизнью", — уверен Никита.

"В последние годы родители все чаще не желают развивать своих детей по шаблону и ищут для них школы с альтернативными образовательными системами", — утверждает замдиректора Института инновационных технологий и содержания образования Тамара Пушкарева. За последние пять лет число школ, применяющих нестандарт-ные подходы, удвоилось и составило 2000. Это уже 10% от общего числа средних учебных заведений в стране.

Самые популярные в Украине авторские системы обучения — Вальдорфа, "Росток", Эльконина-Давыдова и Монтессори. По словам Пушкаревой, ученики, испробовавшие на себе эти программы, демонстрируют лучший уровень подготовки, чем их ровесники из обычных школ, и значительно раньше достигают эмоциональной и психологической зрелости.
Демократия и экстернат

Никите Костюкевичу до сих пор неловко называть своих учителей на "ты" и по имени. "После обычной школы к такому непросто привыкнуть", — признается он. Тем не менее, в отличие от обычной школы, в школе-парке учителя с учениками все вопросы решают на равных. "Директор-монарх, учителя-вассалы, ученики-крепостные — это пережитки советского образования, — считает директор школы-парка Ярослав Коваленко. — У нас же все вопросы школьной жизни решаются на всеобщем собрании, где голос ребенка равен голосу взрослого".

Выбор альтернативного школьника, что ему изучать и как, ограничивается маршрутным листом с перечнем предметов. В начале каждой недели ученик берет на себя обязательство выполнить определенное количество заданий. И пока он с ними не справится, к новым задачам его не допустят. Учителя ничего не диктуют, а лишь контролируют правильность выполнения заданий и в случае необходимости поправляют ученика.

"Тему сочинений ребенок выбирает сам, даже если это будет рассказ о герое из компьютерных игр, — говорит Коваленко. — Английский язык изучают, общаясь по интернету со сверстниками из американской школы — аналога нашей". Особенность демократической школы еще и в том, что вместо классов здесь разновозрастные группы: от 6 до 9 и от 10 до 16 лет. "Это более естественная среда обитания. Ведь, согласитесь, в обществе нас окружают люди разного возраста", — объясняет директор.

Такой принцип обучения придумал русский ученый-педагог Милослав Балабан (1927–2005). "Пока на свете существует школа, а в ней звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены, дети учиться не будут", — убеждал он при жизни. Только за последние два года в Украине создали три школы, работающих по его системе.

Поскольку система для Украины еще нова и не одобрена Минобразования, ученики школы-парка официально закреплены за обычными школами как экстерны. В конце учебного года они сдают госэкзамены. Это необходимо для того, чтобы получить аттестат государственного образца.
При симферопольской общеобразовательной школе №31 недавно создали экспериментальную школу. Ее посещать и вовсе не нужно — контроль обучения проводится дистанционно. По словам директора Ольги Скребец, в первую очередь школа задумывалась для людей, увлеченных творчеством, или тех, кто не может совмещать работу с учебой, находится за пределами страны. Но в последнее время ее услугами успешно пользуются и ученики альтернативных непризнанных школ. "Весь год я учусь в школе-парке, но подтверждаю свои знания в симферопольской школе, — рассказывает восьмиклассник Костюкевич. — Ехать мне туда не приходится — устный экзамен проходит по skype, а письменные работы я отправляю на электронную почту".

С экстернами работают и школы, не придерживающиеся никаких модных систем, а просто проводящие консультации вместо привычных уроков. "В течение года наши учителя лишь контролируют самостоятельное освоение учениками программы, — рассказывает директор киевской Школы экстернов Эдуард Войтович. — В каждом квартале для оценки их знаний проводятся контрольные работы". По словам Войтовича, среди экстернов не только противники общеобразовательных школ, но и те, кто просто не может ежедневно посещать уроки: артисты, музыканты или спортсмены.

Эпохальные школы
В отличие от балабановских, вальдорфские школы признаны Министерством образования. В Украине четыре таких заведения: в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Кривом Роге. Экспериментальные классы с вальдорфской системой существуют во многих других школах страны.

"Программа нацелена не только на обучение, но и на воспитание в детях индивидуума", — рассказывает учитель одесской вальдорфской школы "Ступени" Виталина Маслова. Вместо уроков в таких школах так называемые "эпохи". Ежемесячно определяется доминирующий предмет, который на протяжении всего срока изучают в интенсивном режиме.

"Очень важно, что в нашей школе полный цикл обучения — начиная с садика и заканчивая старшей школой, — подчеркивает Маслова. — Если ребенок переходит к нам из общеобразовательной школы, ему приходится сложно — он не приучен к самостоятельному получению знаний".

По словам педагога, многие традиционные школы интересуются вальдорфской методикой. Но изменить их профиль непросто. "Государство не желает поддерживать педагогические системы, которые учат детей быть свободными", — считает Маслова.

Впрочем, по словам Пушкаревой, министерство всегда дает право родителям выбирать ту систему образования, которая им нравится. "Если большинство родителей напишут в районо заявление с просьбой создать в школе классы с альтернативной системой обучения, они будут созданы", — уверяет Пушкарева. Главное, по ее словам, чтобы система прошла научную экспертизу.

Взрастить гения
В Украине существует и своя авторская программа — "Росток". Она создана 15 лет назад, но особую популярность обрела в последнее время. "Ежегодно открывается до пяти новых классов с образовательной программой "Росток", — говорит ее автор Пушкарева. Школ с такими классами уже насчитывается более двухсот. Их специфика в том, что учителя не столько дают ученикам новые знания, сколько учат их способам их добывать. "Мы приучаем детей к поиску нестандартных решений задач", — рассказывает завуч киевской школы №286 Анна Мартич. Ставка делается на математику, в первую очередь на поиск разных способов решения одной и той же задачи. "Благодаря такому подходу наши школьники более смекалистые и дают фору ученикам из обычных школ, — объясняет учитель младших классов из той же школы Людмила Вивдыч". По сравнению с обычными школьниками, у детей, обучающихся по альтернативным системам, на 20% выше успеваемость.

Такая программа больше подходит ребенку с развитой логикой, считает психолог-педагог, консультант центра развития ребенка "Спраут" Екатерина Истомина. Из-за высокого темпа уроков и больших нагрузок детям-флегматикам, например, вряд ли понравится в такой школе. "Отдавая ребенка в так называемую альтернативную школу, нужно учитывать его характер, темперамент и способности, — предупреждает Истомина. — Творческий подход и погоня за лидерскими качествами приучают детей к самостоятельности, но ответственнее они не становятся". Любая система — это в конечном счете абстракция: работать она будет, только если дети хорошо понимают, зачем им это нужно.

Учат в школе
Другие альтернативные образовательные программы

Система Эльконина – Давыдова
Знания даются детям не в виде готовых правил, аксиом и схем — содержание учебных предметов постигается в ходе групповых дискуссий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление материала происходит на уроках.

Система Занкова
Цель обучения — восприятие целостной картины мира через науки, литературу, искусство и непосредственное познание. Ставка делается на практикумы, эксперименты и "полевые" учения.

Система Монтессори
Методика Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку. Дети самостоятельно выбирают продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Сергей Одаренко, Фокус