Таблеток и зрелищ. Западные клиники используют произведения искусства в лечебных целях
Картины и скульптуры из музеев перебираются в интерьеры западных клиник. Даже копии произведений искусства способны лечить пациентов, уверены доктора
"Девятый вал" Айвазовского улучшит ваше кровообращение и стабилизирует сердечный ритм, картины Поля Сезанна и Клода Моне излечат от лихорадки, портреты Яна Вермеера снимут напряжение, а поп-арт Энди Уорхола — усталость.
Способность произведений искусства исцелять и оказывать на человека благотворное влияние берут на вооружение современные клиники и больницы в Европе, Австралии и США. Одним вполне по силам собрать под своей крышей редкие коллекции картин и скульптур, другим, чьи финансовые возможности более скромные, приходится ограничиваться копиями или приглашать к сотрудничеству молодых и малоизвестных художников. У этой тенденции есть свое название — hospital art ("больничное искусство"). Согласно данным американского Общества поддержки искусства в системе здравоохранения, более 35% клиник и медицинских центров США имеют коллекции арт-объектов, которые постоянно выставляются в их помещениях. Более 15% учреждений предоставляют место для выставок. Некоторые клиники настолько серьезно подходят к вопросу арт-антуража, что открывают штатные должности кураторов, а также устраивают в больницах экскурсии.
Клиники-музеи
Дори Моммерс из американской ассоциации RTKL, предоставляющей услуги по планированию и дизайну помещений, с помощью арт-консультантов отобрала 800 произведений искусства для медицинского центра компании Baylor в городе Маккини (Техас, США). Теперь картины, фото и скульптуры можно увидеть повсюду: в коридорах, кабинетах врачей и палатах. Более ста работ заказали местным художникам. Моммерс говорит, что арт-объекты в интерьере клиник помогают пациентам отвлечься, рассеивают внимание. На картинах и фотографиях в отделении с мамами и детьми — цветы, бабочки и младенцы. В отделении хирургии — техасские пейзажи. А в приемном покое — фото улиц Маккини.
Лидия де Джонг, директор отделения медсестер при медцентре Baylor в Маккини, уверена, что приятная глазу картина вполне может притупить боль, которую испытывает пациент, или помочь отключиться на время от тяжелой реальности. "Больница — это место, где человек зачастую оказывается на грани, — говорит де Джонг. — Но люди приходят сюда, чтобы поправиться, а не умереть, вот что важно".
Представительница клиники Сюзан Холл называет еще как минимум два медицинских центра Baylor — в Плано и Далласе, интерьеры которых украшают картины и скульптуры. "Наши больницы — часть приобретающего популярность тренда, когда медучреждения используют арт-объекты на благо пациента", — отмечает она.
Коллекции, которые удается собрать некоторым американским клиникам, стоят миллионы долларов. Больница Джонса Хопкинса в Балтиморе владеет 500 оригинальными картинами, скульптурами и фресками, созданными более чем 70 художниками со всех уголков США. В новом здании под потолком парят огромные желтые рыбки Роберта Израиля, на стенах красуются цветочные принты Полли Апфельбаум. Работы этих художников можно встретить и во многих американских центрах современного искусства. Выпускник университета Джонса Хопкинса, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг пожертвовал клинике $120 млн, и, по его словам, приобретение коллекции — одно из лучших возможных вложений этих средств. "Искусство делает вас светлее, — сказал Блумберг. — Если оно помогает пациентам верить и надеяться, что может быть лучше?"
В клинике Айовы в Де Мойне — более 4000 предметов, среди которых — оригиналы Энди Уорхола и Гранта Вуда, автора знаменитой картины "Американская готика", одной из самых узнаваемых в американском искусстве. А в клинике Майо уровню собранных арт-объектов позавидовал бы не один крупный музей: в коллекции есть статуя Огюста Родена, принты Уорхола и фантастические стеклянные скульптуры Дейла Чиули.
Иногда известные художники сами готовы участвовать в такой необычной арт-терапии. Джефф Кунс, к примеру, расписал целую комнату в детской больнице Advocate Hope в предместье Чикаго. В местном отделении радиологии красуется отлитый из стали кунсовский пес, имитирующий, как и многие подобные скульптуры, игрушки из продолговатых воздушных шариков.
Арт-коллекциями обзаводятся и европейские клиники. На стенах немецких больниц часто вешают морские пейзажи. В городе Гера пошли дальше и в этом году открыли клинику "Культурная больница". Каждое помещение здесь посвящено новой эпохе немецкого искусства. Картины охватывают период с VIII по XIV века; всего здесь около 570 произведений. Отделение педиатрии служит домом новейшему искусству, на стенах приемного покоя и кабинетов — абстрактные сюжеты и буйство цветов.
Эмоции автора
Чем тоньше душевное устройство человека, тем эффективнее на него влияет художник, полагают некоторые специалисты. Но абсолютно невосприимчивые к произведениям искусства люди встречаются крайне редко.
"В моей практике ситуация, когда арт-терапия не помогла выздороветь или существенно улучшить состояние пациента, скорее исключение из правил, — говорит Фокусу доктор наук, арт-терапевт Ди Шварц, которая работает в этом направлении более 20 лет. Она преподавала в колледже Нотр-Дам, десять лет читала курс по экспрессивному искусству и рекреационной терапии в университете Сан-Франциско.
Когда люди смотрят на картину или скульптуру, этот процесс обостряет их зрительное восприятие и стимулирует мозг, поясняет благотворное влияние предметов искусства доктор Шварц. Пациенты попадают в непривычную для медучреждений реальность, они учатся по-другому воспринимать мир. Это особенно хорошо воздействует на страдающих от депрессии и тех, кто плохо справляется с личными проблемами, считает Шварц. "Если людей окружают предметы искусства, это заставляет мозг реагировать, делает их более активными и не дает завязнуть в самом себе и изолировать себя от общества", — рассказывает она.
Юлия Бойко, арт-терапевт, член Ассоциации арт-терапевтов и практический психолог, не припомнит подобных проектов в Украине. Дальше банальных зайчиков и ежиков, которые традиционно еще с советских времен украшают отделения детских поликлиник, у нас дело не идет. "Но здесь положительный эффект дает скорее не форма, а цвет, так как использование в помещениях ярких цветов благотворно влияет на человека", — говорит Бойко Фокусу.
Те, кто созерцает арт-объект, чувствуют эмоции автора. Чаще всего музыку и цветотерапию хорошо воспринимают люди с серьезными заболеваниями, например, онкобольные. "Все, что вызывает эмоции, имеет целительное свойство, — подчеркивает доктор Шварц. — Однако если это негативные эмоции, которые нельзя выплеснуть, то толку от такой арт-терапии не будет, только вред". Поэтому использовать предметы искусства в лечебных целях надо осторожно, считает она.
Яна Седова, Фокус