Приручить НЛО. Украинцев захватила мода на беспилотные мультикоптеры

Новое хобби украинцев — беспилотные мультикоптеры. Эти летучие гаджеты не только развлекают, но и помогают делать бизнес

Летним вечером жители села Рославичи Киевской области увидели в небе неопознанный летающий объект. "Он быстро двигался, резко менял направление, иногда замирал в воздухе, излучая красно-зеленый свет, и тихо посвистывал", — рассказывает местная жительница Марина. На следующий день, вспоминает она, об этом событии написали многие местные газеты.
Владелец "НЛО" киевлянин Виктор Прокопчук тихо посмеивается: "Украинцы мало знакомы с мультикоптерами, вот и принимают их за пришельцев". Беспилотные многомоторные вертолеты — модное хобби среди людей, увлекающихся робототехникой, компьютерами и видеосъемкой, и высокодоходный бизнес для самых продвинутых из них.

Мультикоптеры построены на основе платформы из карбона и магния, к которой крепится произвольное количество винтов — это обеспечивает большую маневренность и стабильность полета, чем у настоящего вертолета. Размеры аппаратов варьируются от 10 см до 1,5 м. Они могут поднимать небольшие грузы и перемещаться с ними в любой плоскости на высоте до 2500 м со скоростью до 120 км/час. Кроме того, мультикоптеры можно оборудовать фото- и видеотехникой для съемки с воздуха, и даже роботизированными "клешнями" для простых манипуляций с предметами в недоступных человеку местах.

"Интерес к мультикоптерам колоссальный, — утверждает Андрей Палеха, руководитель компании FlycamStudio, которая первой в Украине стала собирать профессиональные системы для видеосъемки с воздуха, — только за последний год активность на тематических форумах увеличилась на 70%".

Фотогаллерея: Одержимые небом. Среди украинцев растет количество любителей беспилотных многомоторных вертолетов

По словам Андрея, огромными темпами развивается и коптеростроение: по меньшей мере 50 человек в Украине конструируют аппараты самостоятельно. Благодаря их усилиям за последний год грузоподъемность у массовых мультикоптеров увеличилась в полтора раза — до 10 кг полезной нагрузки, а длительность полета удвоилась до 15 минут. Это позволило устанавливать на мультикоптерах тяжелые профессиональные камеры и открыло дверь в современную киноиндустрию. "Сегодня даже на модель за 5000 долларов можно поставить "зеркалку". Раньше такое было под силу только моделям за 50 000 долларов, которые нередко разбивались", — отмечает Палеха. Теперь же коптеры стали ближе к народу — собрать гаджет, который будет не только игрушкой, но и помощником в хозяйстве, можно и за $1000.

Полет над гнездом кукушки
Мультикоптеры пытались построить еще в 1920-х годах. Но дальше прототипов дело не двинулось. И только в 2006 году немецким разработчикам Holger Buss и Ingo Busket удалось создать ряд востребованных рынком образцов, которые сразу же получили огромное распространение во всем мире. В Украине мультимоторные беспилотные вертолеты появились в 2008 году — тогда и увлекся ими Палеха. До этого он занимался авиамоделированием. "Мультикоптеры привлекли меня тем, что ими достаточно просто управлять, они более устойчивы в полете и менее опасны, чем вертолеты с хвостовым винтом", — рассказывает 32-летний Андрей. По его словам, если в авиамоделировании главную роль играет механика, то в коптеростроении самое важное — мозг аппарата. "По сути, коптер — это летающий робот", — объясняет он. Со временем его увлечение переросло в бизнес: с помощью мультикоптеров он обеспечивает аэросъемку для рекламных и музыкальных видеороликов, по заказу МЧС делает замеры радиации на четвертом реакторе ЧАЭС, снимает ландшафты для археологов и геодезистов. За день работы берет от 7000 до 8000 грн.

Лаборатория FlycamStudio, где Андрей вместе с друзьями разрабатывает мультикоптеры, расположена в небольшом подвальчике на окраине Киева. На стеллажах и столах разбросаны замысловатые детали. Некоторые из них самопроизвольно двигаются — не отключены от питания. "Благодаря этому гироскопу камера во время полета находится в одном положении", — Андрей показывает устройство, которое остается статичным, как бы ни двигалась рама, к которой оно крепится. Программист Сергей Аникеев прочит мультикоптерам огромное будущее. "Лет через десять с их помощью будет осуществляться доставка пиццы, — убежден он, — военные начнут устанавливать на их борту оружие". Впрочем, и сегодня мультикоптеры могут выполнять необычные функции. Как признается Палеха, к ним регулярно поступают заказы на перевоз наркотиков через границу или видеосъемку запретных объектов. Дорожа репутацией, они отказываются от таких предложений. "И без этого нам нередко создают проблемы коптеристы-одиночки, — возмущается Андрей. — После попыток некоторых из них полетать над Межигорьем наша работа до сих пор под присмотром спецслужб".

Киевлянин Алексей Назарук обзавелся мультикоптером в 2011 году. Поначалу он для него был всего лишь модной игрушкой. Но со временем нашлось и практичное применение. "Я — оператор, мультикоптер пригодился мне для воздушных видеосъемок", — говорит он. Правда, недавно Алексей решил отказаться от таких съемок. "Для работы использую коптер стоимостью около 10 000 долларов. И если он разбивается, а это случается нередко, бюджет съемки зашкаливает", — сетует он. К тому же, по словам преподавателя аэромодельного клуба "Термик" Сергея Панкова, мультикоптеры опасно использовать в людных местах. "Если он выйдет из строя, то даже в умелых руках сможет причинить серьезные травмы, — рассказывает преподаватель. — Мне, например, такая игрушка выбила передние зубы".

Поскольку основные новации мультикоптеров связаны с программным обеспечением, они развиваются такими же темпами, как и компьютеры. Эксперты уверены: мультикоптеры, которые сегодня все еще воспринимаются как гаджеты, уже в скором будущем смогут потеснить автомобили и вертолеты, став видом транспорта. Это подтверждает представленный в минувшем году пилотируемый мультикоптер немецкого физика Томаса Зенкеля, которому удалось продержаться в воздухе более полутора минут.

Пост принял
Сферы применения мультикоптеров

  • Видеосъемка и фотографирование с воздуха (топографические карты, видеорепортаж, инспекция крыш и труб, контроль популяций животных и сельхозугодий)
  • Измерение радиации, химических загрязнений воздуха
  • Помощь в обеспечении безопасности (воздушная разведка, поиск потерпевших и доставка им еды, медикаментов)
  • Строительство мостов (протяжка через реки и каньоны первых тонких веревок, которые будут использованы для натяжения крепких мостовых тросов)
  • Информирование (распространение листовок, звуковые сообщения, установка предупредительных знаков)

В ассортименте
Основные типы конструкций

  • Трикоптер — с тремя несущими моторами, один из которых обычно расположен на поворотном узле для обеспечения управления и стабилизации по курсу.
  • Квадрокоптер — с четырьмя несущими моторами, вращающимися диагонально в противоположных направлениях.
  • Гексакоптер — с шестью несущими моторами. В классической конструкции моторы находятся в углах правильного шестиугольника. В типах Y6 моторы расположены попарно друг над другом в углах правильного треугольника.
  • Октокоптер – с восемью несущими моторами, вращающимися диагонально в противоположных направлениях.
  • Мультикоптер — обобщенное название аппаратов подобного типа с произвольным количеством роторов: 4, 6, 8, 10, 12.

Сергей Одаренко, Фокус