Карта мира. Коммуналка на колесах: Чем интересен городской транспорт Лондона
Банкир Анна Слюсаренко убедилась, что городской транспорт Лондона не менее интересен, чем Биг-Бен или Тауэрский мост
Метро и автобусы для лондонцев значат больше, чем просто транспорт, — это часть их жизни. Ведь чтобы добраться из одной части мегаполиса в другую, придется потратить более двух часов. Общественный транспорт в Лондоне эффективнее собственного автомобиля: дороги в центре узкие, штрафы за неправильную парковку высокие, тогда как автобусы движутся по выделенным полосам. Поэтому транспортники британской столицы делают все, чтобы оправдать цену за билет, а она тут одна из самых высоких в мире: дневной проездной стоит почти 120 грн.
Мир в вагоне
Когда попадаешь в лондонскую подземку, гордо носящую титул первого метро в мире, складывается впечатление, что оказался в коммунальной квартире. Вот четыре абсолютно незнакомых друг с другом человека сидят на скамье платформы и завтракают. Такая картина никого не удивляет: деловито жевать в метро сэндвичи, запивая утренним кофе, для жителей Лондона — обычное дело. Вот влюбленные на пересадочной станции целуются при расставании. Кто-то читает, кто-то досыпает, кто-то невозмутимо делает макияж, кто-то оживленно говорит по мобильному телефону — для него рабочий день начался уже в подземке.
Вагон лондонского метро — это весь мир в миниатюре. Англичане, азиаты, европейцы, африканцы, латиноамериканцы, славяне — здесь перемешались культуры, стили одежды, разрезы глаз, улыбки, цвета кожи. Постоянно не покидает ощущение какой-то нереальности происходящего. Лондонских беременных женщин в вагонах сразу можно определить по гордому виду, отдельным местам и особому отношению окружающих; а еще они носят на верхней одежде большие круглые значки "Ребенок на борту".
Все поезда раскрашены в цвет одной из одиннадцати линий. Заблудиться просто нереально, но туристы все же легко угадываются по бумажной "простыне" схемы метрополитена и сосредоточенному взгляду. И если в нем читается растерянность и страх, лондонцы ненавязчиво предлагают свою помощь. Здесь все сосуществуют и всем
комфортно.
Каждая станция имеет свой стиль, а на некоторых установлены памятники — например, погибшим во время Второй мировой войны сотрудникам метро и даже Гарри Поттеру. При входе на станцию можно увидеть доску с информацией о качестве сервиса на линиях, дабы в случае проблем сразу изменить маршрут и не опоздать на работу. А проблемы на каком-либо участке подземки обязательно станут темой обсуждения с коллегами за утренним чаем наряду с обменом эмоциями по поводу погоды.
Очень яркие ощущения оставляют пересадочные станции, особенно те, которые совмещают переходы на четыре линии. Находясь внутри одной из них, можно легко себя представить в чреве огромного животного: людские потоки, таймеры, указатели, бесчисленные эскалаторы на переходах, и все это двигается, мигает, щелкает. Самый незабываемый момент, это когда стоя на эскалаторе, движущемся вниз на четвертый уровень, слышишь, как за стенкой на уровне твоего уха проносится поезд.
Высоко сижу
Знаменитые двухэтажные автобусы Лондона впечатляют не меньше метро. График их движения легко найти в интернете, но существуют и неписаные правила проезда. Пассажиры входят только через переднюю дверь, а выходят через заднюю. Благодаря специальному устройству, считывающему у пассажиров проездные чип-карты, водитель легко может определить текущую вместимость машины и в случае наполнения до отказа — проехать остановку.
Чтобы выйти из автобуса, при подъезде нужно нажать на специальную кнопку, которыми оснащены перила первого и второго уровня. На каждом уровне автобуса установлены видеокамеры, и водитель смотрит, кто движется к выходу. Поэтому даже в переполненном автобусе пассажир имеет все шансы попасть на нужную улицу.
Кроме мест для инвалидов, в лондонских автобусах выделены места для двух детских колясок. Причем когда молодые мамы заезжают с ними в автобус, люди, стоящие на колясочных местах, безропотно перемещаются на другие свободные места.
Многие туристы используют лондонские двухэтажные автобусы для знакомства с городом. Это очень удобно: сесть на второй уровень и осматривать окрестности с высоты трех метров, периодически щелкая фотоаппаратом.
Чтобы "поймать" автобус на остановке, нужно подать знак водителю. Некоторые остановки оснащены табло с информацией о посекундном прибытии транспорта разных маршрутов. Поэтому лондонцы спокойно пережидают под козырьками и лишь при приближении нужного им автобуса начинают подавать сигналы. Особенно впечатляет это действо по утрам: все спешат, всем надо уехать, поэтому в воздухе мелькают "голосующие" зонты, шляпки, сумки и шарфы.
Анна Слюсаренко, Фокус