Потомство на экспорт. Сколько стоят яйцеклетки украинок
Молодые и здоровые украинки продают свои яйцеклетки иностранкам. Теперь выбрать украинского донора можно через базы данных в интернете
Британка Пэтти Фаррант стала известной, когда историю ее необычного материнства опубликовало издание The Daily Mail. В материале "Нищета, стоящая за торговлей детьми" она рассказывает, как в 62 года воспользовалась донорским ооцитом (женская половая клетка в период ее роста и созревания) и родила здорового мальчика Джей-Джея. В Англии женщины после 50 лет не могут пройти подобную процедуру, потому Пэтти отправилась в Киев. За услуги анонимного донора и процедуру ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение, что означает пересадку оплодотворенной в лабораторных условиях яйцеклетки в матку) она отдала в общей сложности более $17 000. Когда операция была завершена, Фаррант случайно узнала, что донор яйцеклетки получила из этой суммы всего $480, и пришла в ужас. "Я понятия не имела, сколько заплатят девушке за яйцеклетку, так как не общалась с ней напрямую", — объясняет Пэтти.
Опрос*, проведенный на портале о планировании беременности и зачатии ovulation.org.ua, показал, что 45% украинок согласны стать донорами, еще 23% не могут сказать точно, пока не получат конкретных предложений. Несмотря на предупреждение Министерства здравоохранения о том, что проходить процедуру более пяти раз опасно для женского здоровья, в объявлениях нередко можно прочесть: "Помогу бесплодной паре. Была донором шесть раз, все эмбрионы прижились с первой попытки".
Трудности перевода
Француженка Мадлен стала мамой здорового мальчика благодаря анонимному донору из Украины. Изначально ее родители и муж были против: боялись того, что половина генетического материала ребенка будет от неизвестной женщины. Но Мадлен бредила материнством и убедила родных поддержать ее решение. "Мы нашли донора через интернет. Фотографию не видели, но нам гарантировали, что женщина будет подобрана согласно нашим пожеланиям", — рассказывает француженка. Идеальный кандидат был найден в течение двух месяцев, Мадлен позвонили и назначили дату проведения ЭКО. По пути в Киев ее одолевали сомнения, но муж сказал: раз уж решилась, доведи до конца. "Когда все было позади и ребенок начал расти в животе, я уже не вспоминала о том, что яйцеклетка донорская. Знакомые спрашивали, не боюсь ли я, что малыш не будет на меня похож.
Признаюсь, до родов волновалась, но после страх ушел", — рассказывает Мадлен. Недавно они с мужем снова побывали в Украине, в той самой клинике, где два года тому прошли процедуру ЭКО. Сейчас они планируют второго малыша. "Был момент, когда в приемной больницы я увидела женщину с ребенком, очень похожим на моего сына. Тогда я впервые задумалась, что у него могут быть братья и сестры из яйцеклеток того же донора, — говорит Мадлен. — Но я быстро взяла себя в руки. Какая разница, где они и сколько их? Мой сын — единственный и неповторимый".
Агентство Successful Parents Ukraine предоставляет иностранцам все виды услуг, связанных с подбором донора и работой с ним. В русскоязычной версии сайта представлен прейскурант: за то, чтобы просто найти девушку, компания берет $750, за ее полное медицинское обследование — еще $750. А вот в англоязычной версии сайта цен нет. Представители Successful Parents отказались давать Фокусу какие-либо комментарии о своей деятельности.
Наталия Данкович признается, что о деятельности подобных компаний-посредников знает мало. Клиники сети "Мать и дитя" не занимаются подбором доноров для своих клиентов. "Пациенты сами находят девушку, приходят с ней и подписывают документы. Мы даже не знаем, сколько она получит за свою яйцеклетку, это может быть и 8000 гривен, и несколько десятков тысяч долларов", — объясняет врач. Задача клиники — проверить психическое и физическое состояние донора. Однако если девушка хочет скрыть информацию о том, сколько раз она проходила процедуру, она ее скроет. Проверить это путем обследований невозможно, а единого реестра доноров яйцеклеток в Украине не существует.
Рискованная щедрость
Киевлянка Дарья заинтересовалась донорством яйцеклеток, когда в 2011 году на выставке парфюмерии и косметики увидела стенд одной из лидирующих репродуктивных клиник и подошла пообщаться с врачом. "Мне сказали, что я получу 9000 гривен плюс бесплатное обследование и необходимые препараты", — вспоминает Дарья. Девушку сразу предупредили, что оплату выдают после успешной пункции (прокол яичника для забора яйцеклеток). Можно состоять на учете и ждать до полугода, реальная подготовка к донорству начнется, лишь когда появится клиент. Если девушка уже подписала договор, но вдруг решила отказаться, она оплачивает клинике проведенные исследования, а это — те же 9000 грн. Дарья прошла необходимый осмотр, но договор не подписала, чему сейчас очень рада. "Мое мнение изменилось. Заинтересованные лица рассказывают обо всем только позитивно и чуть ли не уговаривают стать донором, зато в интернете можно почитать множество историй о последствиях таких стимуляций, — говорит Дарья. — Гормоны резко увеличивают число доминирующих фолликулов, из которых затем выходят яйцеклетки, а это колоссальная встряска для организма".
Наталия Данкович отрицает вред процедуры: "Сама стимуляция гормонов не дает побочных эффектов. Все лекарства качественные и импортные, потому угроз для здоровья нет".
Врач-гинеколог медицинской компании "Медисвит" Алла Микилюк объясняет, что в среднем у женщины вырабатывается одна яйцеклетка за цикл, потому в донорских программах применяется сильная стимуляция. Ее результат — мультиовуляция, то есть выработка множества яйцеклеток. Среди рисков доноров — аллергические реакции на препараты, головные боли, депрессия, воспалительные процессы, приводящие к нарушению функционирования яичников, маточных труб, кишечника. Самое опасное, угрожающее жизни осложнение — синдром гиперстимуляции, провоцирующий рост десятков доминирующих фолликулов, что, в свою очередь, может привести к образованию кист (в случае если фолликул не лопнул, выпустив яйцеклетку) и разрыву самих яичников. И добавляет, что основное правило — соблюдать длительные перерывы между процедурами донорства и не иметь больше пяти циклов стимуляции на протяжении жизни. Только так можно уберечь себя от тяжелых последствий.
Ольга Шиленко, Фокус