Война, ложь и видео: как освещали конфликт в Южной Осетии
Информационные войны подчас бывают не менее драматичными, чем войны реальные. Не стало исключением и освещение прессой военного конфликта в Южной Осетии
Рыдающий грузин прижимает к себе тело погибшего родственника. Вокруг – разрушенная войной улица. Врач в зеленом халате и медсестра поднимают труп над обломками. Двое солдат несут окровавленного мальчика. Эта съемка украинского фотографа из агентства Рейтер Глеба Гаранича стала предметом ожесточенных споров в интернете. Спорили об одном: реальны ли фото из Гори? На тот момент прессе явно недоставало кровавых подтверждений российско-грузинского конфликта. И сообщения о полностью разрушенном грузинскими атаками Цхинвали, равно как и подвергшихся атакам грузинских селах, без визуальных свидетельств оставались не более чем пустопорожними заявлениями. Пользователи интернета придирчиво оценивали снимки: то врач больно чистенько одет, то ноги у погибшего как-то неестественно вывернуты, то лицо у раненого мальчика слишком безмятежное.
Настоящая истерия началась после появления расшифровки якобы интервью с Гараничем на радио "Эхо Москвы". В разговоре с ведущим Алексеем Венедиктовым фотограф, судя по текстовке, признавался: снимки являются сознательной подделкой, их главная задача – показать трагизм и ужас войны. Руководство Рейтер в России и СНГ факт интервью опровергло и выложило на сайт покадровую съемку с места события, которая должна была положить конец домыслам. На "Эхо Москвы" об интервью тоже ничего не слышали. Сам Венедиктов заявил: история лишний раз подтверждает, насколько осторожно следует обращаться с информацией из зоны конфликта. Но скандал вскоре получил новый виток: история с фотографиями перекочевала на центральные российские каналы.
Что позволено Юпитеру
Единственный визуальный ряд сюжетов о Южной Осетии на западных телеканалах в первые дни состоял из карты Грузии с обозначением зоны конфликта. А россияне показывали летящие истребители, рыдающих во Владикавказе (Северная Осетия) беженцев, да и российские политики то и дело мелькали в эфире с категоричными заявлениями о геноциде грузин по отношению к осетинам и нелицеприятными характеристиками Михаила Саакашвили.
Президент Грузии тоже отличился в красноречии и в прямом эфире рисовал апокалипсические картины, рассказывая, что после грузинских городов российские танки будут брать штурмом западные столицы.
В одном из своих выступлений президент РФ Дмитрий Медведев вспомнил о Мюнхенском договоре 1938 года. Тогда Великобритания, Италия и Франция фактически позволили Гитлеру захватить Чехословакию. Российские СМИ запестрели заголовками: "Медведев сравнил Саакашвили с Гитлером". Воодушевившись таким пассажем, российские хакеры взломали сайт МИДа Грузии и выложили на первой странице карикатурные изображения Саакашвили-Гитлера.
Дальше – больше. Премьер-министр России Владимир Путин обвинил Запад в двойных стандартах: "Саддама Хусейна за то, что он вырезал несколько шиитских деревень нужно было, конечно, повесить, а вот нынешних грузинских правителей, стерших несколько южноосетинских деревень, танками давивших стариков и детей, заживо сжигавших мирных граждан, – этих деятелей, конечно, нужно взять под защиту".
Когда мировые СМИ обошли кадры с паникующим президентом Грузии во время его поездки в Гори, приукрашивать уже ничего не пришлось. "А во время телефонного разговора с Би-Би-Си, – продолжил рассказ журналист, – президент Грузии съел свой галстук". В кадре Саакашвили нервно кусал кончик галстука. Досталось и его семье. Отъезд сыновей главы Грузии Дни.ру озаглавили так: "Саакашвили спрятал детей на даче Ющенко".
Насмешкам прокремлевских СМИ подверглась и грузинская армия. Первый канал процитировал один из форумов в интернете, на котором американский инструктор, обучавший грузин, пишет: "Из грузинских частей, которые я видел, только в "Коммандос" была какая-то дисциплина. Что касается других регулярных частей, я бы не доверил им жарить картошку фри в "Макдоналдсе". Их офицеры были мусором, а о сержантах не стоит даже говорить. Они интересовались только тем, как бы что-нибудь выпросить или украсть у американских военных. Они воровали даже антенны с боевых машин".
"Защита миротворцев и российских граждан", "операция по принуждению Грузии к миру", "геноцид осетин", – подобные мантры российские телеканалы повторяют без устали по сей день. В этих информационных сообщениях – ни слова о грузинских беженцах, которые стали такими же жертвами войны, как и осетины.
Своя правда
Надо полагать, что привыкшая к "правильным новостям" российская публика воспринимала эти срочные выпуски новостей адекватно – так, как велит политика партии.
Однако на территории Грузии российские СМИ не вещают, исключение составляют лишь аполитичные каналы, такие как "Культура" или "Кинохит". С началом войны доступ к российским сайтам также был ограничен. Так что грузины слышали версию конфликта только из уст национальных СМИ. Сомневающихся в их правдивости Фокусу найти не удалось.
– Грузия настолько маленькая страна, что скрыть тут что-то или преувеличить нельзя, – уверена жительница Тбилиси Марина Почхуа, замдиректора Ассоциации вынуждено перемещенных женщин. – Сейчас мы знаем все точно, везде есть чьи-то родственники. Думаю, вся информация абсолютно объективна.
Марина Почхуа вспоминает недавний сюжет по государственному телеканалу "Рустави-2", когда журналист, общаясь с российскими миротворцами, увидел в кармане одного из них то ли золотую ложку, то ли вилку. Вопрос журналиста, откуда в разгар военный действий у миротворца взялся этот столовый прибор, так и остался без ответа. Солдат попросту ушел, отказался комментировать что-либо и его командир.
Подобные истории для грузин выглядят как особый цинизм российской стороны, заявляющей, что миротворцы охраняют местных жителей от мародеров и обязаны поступать с грабителями по законам военного времени.
Другой собеседник Фокуса Гия Хасиа, живущий в Зугдиди, соглашается с тем, что в любом конфликте стороны судят о происходящем довольно субъективно. Но он также уверен, что грузинские СМИ освещают события без преувеличений и искажений:
– То, что я вижу и слышу, – все совпадает, – говорит Гия. – Другое дело, что не все журналистам доступно. Например, в Гори их не пускают. А репортажи из Западной Грузии детальны и прозрачны – я сам свидетель этого и разногласий не вижу.
Хорошие плохие новости
Информационная начинка грузинско-российского противостояния, – изобретение отнюдь не сегодняшнего дня.
Во время иракской кампании Белый дом так и не смог доказать существование оружия массового уничтожения и связь между Саддамом Хусейном и "Аль-Каидой", однако 57% американцев еще долго верили в то, что именно Ирак поддерживает "Аль-Каиду", а 69% были убеждены: Саддам Хусейн имеет прямое отношение к терактам 11 сентября.
В свое время старший сын Саддама Хусейна Удей контролировал все ведущие иракские СМИ. Самоцензуру у журналистов и редакторов воспитывали просто: если в прессе появлялась критика Хусейна или его правительства, ответственный за демарш карался смертной казнью. С приходом армии США столь жестокие методы сменил новый прогрессивный подход: по данным The Los Angeles Times, Пентагон запустил секретную программу финансирования иракских СМИ в обмен на дифирамбы освободителям угнетенного иракского народа.
Во время войны в Ираке телеканалы, информационные агентства были попросту не в состоянии обеспечить безопасное передвижение своих журналистов. Информация в основном поступала от военных, но ее объективность всегда можно было поставить под сомнение.
Сегодня российские военные организуют туры для журналистов в Цхинвали, и на центральных каналах говорят о десятках интервью российских чиновников иностранным масс-медиа. Так, по словам Кремля, приходится бороться с антироссийской информационной кампанией в западных СМИ. В доказательство агитпропа россияне рассказывают об интервью 12-летней осетинской девочки телеканалу Fox News. Когда она стала в прямом эфире благодарить российские войска за свое спасение, ведущий поспешил прервать ее и обратился к сидящей рядом с ней родственнице. Но та заявила: Саакашвили должен уйти в отставку. После чего выпуск срочно прервали рекламным блоком.
– Американская пресса действительно очень однобоко освещала этот конфликт, принимая грузинскую сторону и жестко критикуя Россию, – соглашается с версией российских СМИ Изабель Макдональд из американской организации FAIR, с 1989 года занимающейся мониторингом того, как масс-медиа США освещают военные интервенции своей страны. – Важно и то, что пресса старалась преподать этот конфликт как отголоски холодной войны, как будто это битва между Россией и западной демократией.
Изабель не оправдывает военное вмешательство России, но подчеркивает, что Грузию также нельзя назвать невинным участником конфликта.
– Именно Fox News с их сюжетом – прекрасный пример того, как американская пресса не дает пробиться взглядам, противоречащим официальной позиции Вашингтона, – говорит Фокусу Изабель. – Fox News – это уникальный случай, когда рупор прореспубликанской пропаганды маскируется под новостную организацию.
Правда – жертва войны
Но Fox News – не единственная трибуна республиканцев. Респектабельная The Wall Street Journal недавно опубликовала статью Джона Маккейна под пафосным заголовком "Все мы грузины". Для кандидата-республиканца мир окрашен в черно-белые тона: Россия – агрессор, ее войска бомбили не только военные базы, но и городскую инфраструктуру и жилые дома, "оставляя после себя раненых и убитых ни в чем не повинных местных жителей". "Есть достоверные данные, что чем дальше вглубь Грузии продвигаются российские войска, тем чаще звучат сообщения о гибели гражданских лиц и этнических чистках", – пишет Маккейн.
Публично выступил в западной прессе и министр иностранных дел России Сергей Лавров. В статье Financial Times "Почему российский ответ Грузии был справедливым" он поясняет, что военная операция Грузии – это вторжение на территорию республики Южная Осетия, которая "уже 16 лет фактически наслаждалась статусом независимого государства".
– Говорят, что правда – первая жертва войны, – рассказывает Фокусу Изабель Макдональд. – Если, к примеру, вам показывают картинки с разрушенным зданием, но независимого подтверждения числа погибших нет, то такая информация точно будет лить воду на мельницу одной из сторон конфликта.
С другой стороны, считает она, без медиа-пропаганды сегодня войну не начать, ведь любые военные действия сопряжены с огромными разрушениями и человеческими жертвами. И массированные словесные атаки могут сослужить неплохую службу. Ведь дорога по трупам может привести как на пьедестал героизма, так и на скамью подсудимых международного трибунала.