Остановите поезд. Когда скоростное движение станет безопасным

В 2012 году под колесами экспрессов Hyundai погибли пять человек. Жертв можно было избежать, если бы железные дороги были готовы к скоростному движению

Related video

Утром 25 декабря курсировавший по маршруту Донецк – Киев поезд Hyundaі сбил человека — 22-летний электромеханик Донецкой железной дороги очищал железнодорожную стрелку от снега. "Если бы стрелки обогревались автоматически, механику не пришлось бы очищать их от снега вручную, и он мог бы остаться в живых", — рассказал Фокусу источник на Южной железной дороге.

Гибнуть под колесами экспрессов люди начали почти сразу после запуска проекта скоростного движения. Всего за время эксплуатации в Украине десяти поездов Hyundai под их колесами погибли пятеро человек, двое из них – в декабре. Скоростные составы могут быть безопасными, но для этого нужно перестроить инфраструктуру железных дорог. Об этом говорят и железнодорожники, признающие, что скоростное движение в Украине налаживалось впопыхах – нужно было успеть к Евро-2012. По словам начальника Управления внешних связей "Укрзалізниці" Игоря Матвеева, Россия готовила инфраструктуру для скоростных поездов "Сапсан" в течение 5 лет, тогда как "Укрзалізниця" успела за 6 месяцев. "Возможно, через 10 лет оценят то, что было сделано", — прогнозировал Матвеев в июне 2012 года. Так долго ждать не пришлось — оценить сделанное стало возможно уже нынешней зимой.

Внеплановая ломка
Накануне Нового года донецкая студентка Александра Микитчина решила поехать с друзьями в столицу, воспользовавшись услугами украинских экспрессов. "Купили билеты на 29 декабря, побежали на посадку, смотрим – поезда Hyundai нет", — рассказывает студентка. Вместе с остальными пассажирами ее посадили в другой поезд. Разместились в тесноте — по 6 человек в каждом купе. Постельных принадлежностей никому не выдали, многие курили, не вставая со своих мест. В Киеве пассажирам компенсировали половину денег за билеты. "Получается, мы ехали за 150 грн. в общем вагоне, а заплатили как за фирменный плацкарт", — подсчитывает студентка.

Как сообщила "Укрзалізниця", семь из десяти междугородних электричек корейского производства были сняты с рейсов еще 26 декабря. Вместо них рейсы осуществляют составы украинского производства. Отправить Hyundai на ремонт Государственная администрация железнодорожного транспорта была вынуждена после хронических опозданий и незапланированных остановок среди заснеженных полей.

Сейчас устранением технических проблем занимаются корейские специалисты, сообщили Фокусу в Украинской скоростной железнодорожной компании (УСЖК). Ремонт проходит в техническом центре на киевской станции "Дарница". В его составе автоматический вагономоечный комплекс, ремонтные и наладочные цеха. Сооружение техцентра, предназначенного для обслуживания межрегиональных электропоездов Hyundai, по данным гендиректора УСЖК Леонида Лобойко, обошлось "Укрзалізниці" примерно в 1 млрд грн.

Какие конкретно неисправности были выявлены в корейских экспрессах, в УСЖК пояснить не смогли. Запрос Фокуса так и остался без ответа. Ранее почти ежедневные поломки объяснялись разными причинами: обрывами контактных проводов, падением деревьев на пути, перепадами напряжения в электросетях и сложными метеоусловиями. По данным источника Фокуса в "Укрзалізниці", в семи сломавшихся поездах зафиксировано более 20 поломок разной степени сложности. Несмотря на это администрация железных дорог заверяет, что уже в ближайшее время все рейсы межрегиональных экспрессов вновь будут осуществляться электропоездами производства Hyundai.

"Персоналу дорог была дана негласная команда — держать рот на замке и сваливать все на метеорологические условия. Дескать, виноваты погода и корейцы", — рассказывает лидер харьковского отделения Свободных профсоюзов Южной железой дороги Александр Амбросимов. Еще в сентябре профсоюзник на встрече с руководством Министерства транспорта и инфраструктуры предупреждал, что инфраструктура дорог к скоростному движению не готова. "Тогда я сказал заместителю министра Константину Ефименко, что к зиме поезда Hyundai столкнутся с большими трудностями. Никто не поверил", — жалуется Амбросимов.

Более того, прошлой осенью администрация ЮЖД обвинила Амбросимова в клевете и подала иск в суд. Профсоюзник суд проиграл и теперь должен выплатить ЮЖД 97 тыс. грн. морального ущерба. "И это только за то, что мы заявили о неготовности инфраструктуры и что корейские экспрессы не смогут нормально работать зимой", — недоумевает профсоюзный лидер.

С рекордной скоростью
В Украине люди привыкли к тому, что электричка или поезд, находящийся в зоне видимости, приближается минуту или полторы. Электропоезд Hyundai движется гораздо быстрее: маршрутная скорость обычных украинских поездов — 57 км/ч, средняя скорость Hyundai в два раза выше — 116 км/ч. Именно поэтому, утверждает Амбросимов, вдоль скоростных путей должны быть выстроены ограждения, построены подземные и воздушные переходы для пешеходов, а автомобильные переезды оборудованы автоматическими брустверами. В своих рассуждениях профсоюзный лидер ссылается на опыт России, где скоростное движение поездов было организовано еще в 2009 году.

Число жертв тем временем увеличивается. Как сообщила Ровенская транспортная прокуратура, 23 июля поезд Hyundai сообщением Львов—Киев на перегоне Верба – Рудня смертельно травмировал 16-летнюю девушку, которая пыталась перебежать железнодорожное полотно. Неделю спустя поезд Hyundai сообщением Киев – Харьков насмерть сбил пенсионерку. По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, 16 августа под колесами Hyundai, следовавшего по маршруту Харьков – Киев, погиб 47-летний мужчина. Он начал переходить через пути, видя приближающийся поезд, но, по всей видимости, не сумел правильно оценить расстояние, сообщили в линейном отделе милиции на станции "Полтава".

По данным Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины, в декабре 2012 года под поездами Hyundai Rotem погибло два железнодорожника, один покалечен. "Причиной такой ситуации являются недостатки в работе технических служб "Укрзалізниці", которые не обеспечили эффективные меры для профилактики несчастных случаев, связанных с изменениями в скоростном режиме нового подвижного состава", — подтвердил Фокусу Сергей Александров, начальник отдела госконтроля и надзора за безопасностью в сфере железнодорожного транспорта Госгорпромнадзора. В ведомстве считают, что железная дорога все еще остается потенциально опасной.

Виталий Атанасов,
Фокус