Крест на скорой. Реформа экстренной медпомощи успешна лишь на бумаге
Реформа экстренной медицинской помощи успешна лишь на бумаге: только на GPS-оборудование чиновники намерены потратить сумму, сопоставимую с половиной годового бюджета на поликлиники и скорую
Вы набираете телефонный номер 103 или 112, описываете симптомы, и, если состояние требует срочного вмешательства медиков, они приезжают через 10 минут в городе и через 20 — в сельской местности. И ни минутой позже. Если верить украинским чиновникам, именно так уже и происходит: в отчетах на сайте Министерства здравоохранения они рапортуют об успехах в работе экстренной медицинской помощи (ЭМП) — так теперь называется единая служба, заменившая скорые, неотложки и медицину чрезвычайных ситуаций.
Закон "Об экстренной медицинской помощи" вступил в силу с нового года. Именно этот документ лежит в основе реформы скорой помощи. Он был принят Верховной Радой осенью прошлого года с подачи депутата-регионала Татьяны Бахтеевой. Как заявляют в Минздраве, результатом преобразований станет создание в каждой области центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Каждое такое учреждение будет состоять из отделения экстренной помощи и единой диспетчерской службы с системой GPS-навигации. Должны быть обустроены и дополнительные пункты базирования бригад ЭМП. Пока эти планы по большей части существуют лишь на бумаге, но в Минздраве утверждают, что такие начинания позволят спасать 10 тыс. жизней ежегодно. Врачи скорой медицинской помощи не так оптимистичны: они опасаются, что реформа окажется профанацией и разрушит даже то, что еще осталось от скорой.
По словам руководителя "Своевременной помощи" Алексея Навроцкого, нацпроект предполагает создание в регионах Украины 18 оперативно-диспетчерских центров для координации работы экстренной помощи. Главная новация — использование GPS-технологий, что якобы сократит время прибытия медиков на вызов. Государственных денег на это чиновники не пожалели: только в 2013 году на реализацию нацпроекта, по данным Навроцкого, из бюджета будет по-трачено 300 млн грн. В целом проект обойдется бюджету в 400 млн грн. Для сравнения: в 2012 году на поликлиники, амбулатории, скорую и неотложную помощь всего было выделено 692 млн грн.
Диспетчерская служба ЭМП должна быть доступна населению по телефонному номеру 112. Дозвонившись по нему, можно будет вызвать не только скорую, но и другие экстренные службы: милицию, МЧС и т. д. Номер 112 заработает только с 2014 года, пока же за экстренной медпомощью закреплен старый номер — 103. Сроки прибытия медиков на вызов (10 минут в городе и 20 — в сельской местности) могут быть увеличены на 10 минут в случае неблагоприятных погодных условий, эпидемии и плохого состояния дорог. "Такие временные нормы являются общепризнанными в мире, в частности в большинстве стран Европы", — утверждает директор департамента реформ и развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Украины Николай Хобзей.
В отчетах на веб-сайте Минздрава уже рапортуют, что в некоторых областях бригады укладываются в новый временной норматив.
Потерянный навигатор
"Произошла смена вывески. Зато работа скорой ощутимо ухудшилась", — рассказывает Фокусу глава Свободного профсоюза медицинских работников Олег Панасенко. По его словам, несмотря на декларации об успехе реформы, пациенты не могут дождаться скорой помощи более часа. "Так происходит не только в регионах и сельских районах, но и в крупных городах, таких как Киев, Харьков", — утверждает Панасенко.
Причина — нехватка бригад скорой помощи. Согласно еще советскому нормативу, на 10 тыс. населения должна приходиться одна бригада скорой. Исходя из этого, в Харькове, например, должно работать как минимум 150 машин скорой помощи. На самом деле во втором по количеству населения городе таких машин 60. В Киеве ситуация не намного лучше: исходя из официального количества населения в 2,5 млн человек, столице необходимо 250 врачебных бригад скорой помощи. А на балансе киевских станций скорой помощи таких бригад 145, из них ночью дежурят лишь 90.
Вряд ли делу помогут и GPS-навигаторы. Как выяснил Фокус, автомобили экстренной медпомощи оснащаются навигационным оборудованием прежде всего для контроля местоположения самих бригад. "Машины оборудованы GPS-приборами, но не экранами с электронными картами местности. Электронная карта перед глазами диспетчера, который ориентирует водителя по телефону. Это крайне неудобно", — жалуется Фокусу врач харьковской скорой Анна Оробийко. Стоит такая система недешево. Только в Харькове, утверждают в Независимом профсоюзе сотрудников скорой медицинской помощи, на нее потратили 5 млн бюджетных гривен.
Прокатиться с ветерком
Учительница Екатерина Висич из поселка Новые Санжары Полтавской области перемены в работе скорой уже ощутила. "У мужа иногда случаются острые приступы. На протяжении 25 лет всегда, когда мы вызывали бригаду медицинской помощи, врач делал необходимую инъекцию", — рассказывает Висич. Однако в новом году ситуация изменилась: несмотря на обострение хронической болезни и тяжелые приступы, врач скорой пояснил, что больше не может вводить пациенту сильнодействующее лекарство. "Он предложил отвезти мужа в больницу. Но во время приступа перевозка противопоказана", — возмущается Екатерина Висич. По ее мнению, в том, что мужу не смогли оказать необходимую помощь, виноваты не рядовые доктора, а руководство службы.
Врач Киевской станции скорой медицинской помощи, глава Независимого проф-
союза сотрудников скорой медицинской помощи Максим Ионов считает, что поверхностная реформа может превратить скорую в простое транспортное средство, которое под руководством фельдшера довозит больного до больницы. "Акцент делается на скорость прибытия, но умалчивается проблема качества медицинской помощи. Есть риск, что к пациенту может приехать совсем не врач и даже не фельдшер, а обученный навыкам экстренной помощи волонтер, не исключено, что без медицинского опыта, без медикаментов, без аппаратуры и без помощника. Такова логика перемен, которая сейчас прослеживается", — говорит Ионов.
Но самое удивительное в том, что сама реформа финансово подкреплена однобоко, считает Олег Панасенко. Деньги на одностороннюю GPS-навигацию есть, а на строительство новых подстанций и необходимое оборудование — нет. "Планируется, что строительство центров экстренной медицинской помощи ляжет на плечи областных бюджетов. Только в Сумах на один такой центр необходимо 2 млн грн., а в областном бюджете денег на это нет", — рассказывает Панасенко.
Под вопросом существование дополнительных пунктов базирования бригад — они нужны для быстрого прибытия на вызов. Например, в Киеве, согласно приказу начальника Главного управления охраны здоровья Киевской городской госадминистрации, предусмотрено создание 22 таких пунктов. "Сделано это исключительно для галочки: ни один пункт не оборудован", — рассказывает Максим Ионов. По его данным, чаще всего бригадам предлагают базироваться в пунктах неотложной помощи, в приемных палатах или даже коридорах больниц и поликлиник. "Но там никто не помещается", — уточняет медик. В результате, по словам Ионова, врачебные бригады, автомобили с оборудованием и лекарствами вынуждены часами стоять на улице под поликлиниками и больницами. По информации профсоюза работников скорой, в других городах ситуация еще сложнее. "Для того чтобы создать дополнительный пункт базирования, необходимо укомплектовать целую бригаду: для этого нужна новая машина, помещение, кушетка. Но денег на это не выделяется", — говорит врач.
Реформа не решает и проблему оттока квалифицированных врачей из службы экстренной медпомощи. "Нагрузка на врачей огромная, условия труда тяжелые, а зарплата низкая. Логично, что многие уходят в частные структуры", — рассказывает Ионов. По данным источника Фокуса, в Киеве врач скорой помощи получает ежемесячно от 2,5 до 3,5 тыс. грн. в зависимости от стажа работы. Уровень оплаты труда медиков в частных службах неотложной помощи как минимум в два раза выше.
Олег Панасенко опасается, что реорганизация в нынешнем виде уничтожит саму службу государственной, то есть бесплатной, скорой медпомощи. Если это произойдет, больные смогут рассчитывать только на частные скорые.
Оборудование, которым должна быть оснащена современная машина скорой помощи
- Тонометр, фонендоскоп и термометр
- Чемоданчик фельдшера: сумка с набором для оказания первой медицинской помощи
- Носилки медицинские (стул)
- Матрац иммобилизационный вакуумный
- Шина вакуумная для ноги
- Шина вакуумная для руки
- Шина для шеи
- Насос
- Электрокардиограф, дефибриллятор-монитор
Набор медикаментов для выездных бригад
- Альтеплаза и проурокиназа — для восстановления кровообращения
- Глюконат кальция
- Активированный уголь
- Атропин
- Аскорбиновая кислота
- Парацетамол
- Обезболивающие: наркотические анальгетики, морфин, тримеперидин, фентанил,
- трамадол
- Ненаркотические анальгетики: кеторолак, кетопрофен
Виталий Атанасов, Фокус