Цена разрухи. Каждый водитель ежегодно платит за содержание дорог 1400 грн

Цена разрухи. Каждый водитель ежегодно платит за содержание дорог 1400 г...
Средний водитель платит за украинские автодороги 1400 грн. в год. Результат: одна яма на каждые пять метров покрытия

Водитель с 12-летним стажем Дмитрий Коптев попал в дорожное происшествие вечером 17 февраля. «На проспекте Ватутина перед машиной увидел серию ям, пытался сманеврировать, но всё-таки в одну выбоину въехал. Раздался звук удара», — вспоминает Коптев неприятный эпизод. После осмотра выяснилось, что колесо его автомобиля пробито в двух местах, а литой диск деформирован. Починка колеса обошлась водителю в 300 грн. Сколько будет стоить замена амортизатора и подвески, он ещё не подсчитал. «Пойму, когда доберусь до сервиса», — говорит Коптев. Одно ему известно точно: причина происшествия — глубокие ямы на дороге. Если юрист не посоветует действовать иначе, Коптев намерен через суд требовать возмещения ущерба от Киевавтодора. Шансы на успех не нулевые: выплаты компенсации уже добились двое других киевлян — в 2012 году водителям Юрию Чудновцу и Станиславу Синюку удалось отсудить у столичной дорожной компании 62 тыс. грн.

Украинские дороги не станут лучше и в будущем: их ремонтируют медленнее, чем разрушается дорожное покрытие. Как сообщили Фокусу в Госагентстве автомобильных дорог (Укравтодор), ямами изрыто почти 37 тыс. км украинских дорог — их пятая часть. За последние 12 лет капитальный ремонт был проведён на 5 тыс. км, из которых 2 тыс. км были отремонтированы специально к Евро-2012. Если темпы реконструкции не ускорятся, то на приведение дорог в порядок уйдёт ещё 85 лет, прогнозируют в Укравтодоре. Рисуя пугающие сценарии, чиновники ведомства как бы намекают: денег на ремонт и строительство дорог им нужно намного больше, чем выделяется. Но водителям, для которых плохие дороги стали символом тотальной коррупции украинской власти, на эти жалобы плевать. Капитально отремонтировав с 2000 года всего 3% автодорог страны, Укравтодор задолжал банкам 28,5 млрд грн.

Ролики в подтверждение
Новая волна возмущения низким качеством украинских автодорог зародилась в социальных сетях. Сразу за первым февральским потеплением видеосервис YouTube заполнили любительские ролики, посвящённые катастрофическому состоянию асфальтового покрытия после зимы. Запечатлённые беспристрастной камерой видеорегистратора, они, как правило, сопровождаются эмоциональными комментариями водителей и пассажиров. Вскоре раздражение из социальных сетей выплеснулось на улицу. 18 февраля по призыву сообщества в Facebook «Я ненавижу Укравтодор» недовольные провели акцию протеста у стен дорожного ведомства в Киеве.


Морально устарели. Мастер бригады дорожных ремонтников Игорь Пеняев считает, что 90% киевских улиц нуждаются в капитальном ремонте

Предвосхитив события, за неделю до них на тему разбитых дорог успел высказаться премьер-министр Николай Азаров. В первых числах февраля он тоже пожаловался на то, что без слёз смотреть на автомобильную дорогу Киев – Одесса невозможно. «Нынешняя зима окончательно добила много километров дорог и улиц», — сказал Азаров, попутно признав, что хороших дорог нет ни в одном областном центре страны.

Дорожники и не отрицают, что в этом году ситуация сильно ухудшилась. В числе причин называют переменчивую погоду, недостачу денег на ремонт и устаревшую сеть дорог. Заместитель главы Укравтодора Владимир Галушко рассказал Фокусу, что плачевное состояние дорог — результат бесконечных циклов замораживания-размораживания дорожного покрытия. «Этой зимой их было 32 — в два раза больше, чем обычно», — утверждает Галушко. Информацией о том, как температурные переходы от минуса к плюсу разрушают украинские дороги, поделился и премьер. «Плюс — снег растаял, вода попала в трещину на дороге. Минус — вода замёрзла, превратилась в лёд, трещина расширилась, проехала машина — трещина стала ещё больше, а потом снова плюс и минус», — написал Азаров на своей странице в Facebook.

Дорога в никуда
Но что бы ни говорили в Киевавтодоре или Укравтодоре, водители им уже не верят. «Каждый год нам обещают новые и отремонтированные дороги, по телевидению оглашают миллионные суммы затрат на ремонт дорожных покрытий, а в итоге каждую зиму асфальт сходит вместе со снегом», — подводит невесёлый итог днепропетровский водитель Олег Хохлов. По его мнению, проблема в несоблюдении стандартов дорожных работ. «Заделать ямы старым асфальтом — это не ремонт. Тем более что дорожные службы зачастую латают дыры под снегом и дождём», — рассуждает водитель, добавляя, что большую часть денег, выделенных на ремонт, разворовывают.


Люди из Facebook’а. Организовавшись в социальных сетях, участники протестной акции под стенами Укравтодора потребовали хороших дорог любой ценой

Ремонт и строительство дорог в Украине по факту финансируется собственниками автомобилей. До 2011 года с них взимался регулярный транспортный сбор, в том числе и при прохождении технического осмотра автомобиля. После 2011-го сбор взимается лишь при первой регистрации транспортного средства. Кроме того, после вступления в силу нового Налогового кодекса в цене каждого литра бензина уже учтён акцизный налог — около 2 грн. Таким образом, заправляя стандартный 50-литровый топливный бак, каждый водитель платит примерно 100 грн. акциза. Этим сбором облагаются и другие виды топлива — дизель и газ. По оценкам источника Фокуса в столичной консалтинговой компании, в 2012 году госбюджет получил около 12 млрд грн. поступлений от топливного акциза. В перерасчёте на одного автолюбителя получается, что каждый заплатил 1400 грн. за содержание сети автодорог.

Яма по-киевски
Февральским утром одна из трёх бригад дорожно-эксплуатационного управления Подольского района латает ямы на окраине столицы. «В январе температура постоянно менялась: днём — плюс, ночью — минус. Такие скачки рвут асфальт», — перекрикивая шум тяжёлой техники, объясняет дорожный мастер Николай Ярошевич.

В холодное время года для восстановления покрытия на киевских дорогах Киевавтодор использует технологию литого асфальта. «Этот материал дороже обычного асфальтобетона, зато с ним можно работать при температуре до -10 градусов, он выдерживает высокую нагрузку и не требует уплотнения», — говорит Ярошевич. По информации Укравтодора, ямочный ремонт 1 кв. метра дороги глубиной 5 см обходится в 356 грн. при использовании литого асфальта и в 270 грн. при использовании горячего асфальтобетона.

К середине февраля ямы на киевских дорогах занимали площадь 98 тыс. кв. метров. Сейчас их устранением по технологии литого асфальта занимаются 26 бригад. «Но из-за дождей и снега разрушаются новые участки. К концу февраля дорожное покрытие будет разрушено на площади 300 тыс. кв метров», — прогнозируют в Киевавтодоре.

Заполнение ям литым асфальтом — лишь временное решение проблем, говорит мастер бригады Игорь Пеняев. «То, что мы сейчас делаем, это аварийный ремонт, латки продержатся максимум год. И дело не в качестве материалов — они как раз достаточно прочные. Чтобы дороги не разрушались так быстро, нужно регулярно, раз в 10–15 лет, проводить капитальный ремонт: полностью менять дорожное покрытие и основание. Большая часть киевских улиц в последний раз реконструировалась 20–30 лет назад», — объясняет дорожник.


Ищу виноватого. Рекламист Дмитрий Коптев въехал в яму на одной из столичных проспектов и готовится потребовать возмещения ущерба от Киевавтодора

Как сообщили Фокусу в Киевавтодоре, в прошлом году корпорация получила на текущий ремонт 15,7 млн грн. «Это составляет 6,6% от норматива, и это самый низкий показатель за последние 15 лет», — жалуются в Киевавтодоре. Выделенных денег хватило на то, чтобы справится с ямами весной 2012 года, подготовить основные въезды в Киев и маршруты движения гостей и участников Евро-2012. «Все объекты, выполненные к Евро, находятся в удовлетворительном состоянии, а мысль, что все дороги, отремонтированные к чемпионату, «разлетелись», ошибочна», — уверяют в Киевавтодоре.

Не лучше и в зоне ответственности Укравтодора: ведомство отвечает за 170 тыс. км дорог за пределами населённых пунктов. «Сеть автодорог была построена в 70-х годах прошлого века. Они эксплуатируются 30–40 лет, а иногда и все 50 лет без ремонта», — рассказывает Фокусу Владимир Галушко. По его словам, межремонтный срок в 15 лет пропущен три-четыре раза.

Представители Госагентства утверждают, что существующие дороги построены по устаревшим нормативам и не рассчитаны на большие нагрузки. «Сегодня по этим дорогам ездит очень тяжёлый транспорт. Он создаёт давление на полотно в 1,5 раза большее, чем было рассчитано по проекту», — рассказывает Владимир Галушко. «И год из года интенсивность разрушений, особенно после зимы, увеличивается», — утверждает советник председателя правления Укравтодора Евгений Прусенко.

Куда уходят деньги
В государственном бюджете Украины на 2013 год на потребности Укравтодора предусмотрено 13,5 млрд грн. Только 38% этой суммы пойдёт на ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования. За эти деньги планируется построить почти 30 км новых дорог и капитально отремонтировать 54 км полотна. Даже в сумме это меньше десятой доли процента от протяжённости существующих дорог.

А вот остальные деньги, более 60% предусмотренной бюджетом суммы, пойдут на обслуживание огромных долгов Госагентства. Последние пять лет большую часть своего годового бюджета Укравтодор тратит на выплату процентов по банковским кредитам. В 2013 году на эти цели будет потрачено 8,4 млрд грн. Всего Госагентство задолжало 28,5 млрд грн. В списке крупнейших кредиторов — Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.

Несмотря на отсутствие зримых результатов и впечатляющие суммы долгов Укравтодора, чиновники утверждают, что бюджетными деньгами ведомство не злоупотребляет. В официальном отчёте Укравтодора за 2012 год сказано, что случаев коррупции среди должностных лиц Госагентства зафиксировано не было.

Генеральная прокуратура Украины посчитала иначе. Во втором полугодии 2012-го в Укравтодоре прошла серия проверок. Выяснилось, что не всё так честно, как описывали представители Госагентства. Больше всего коррупционных схем проверки выявили в сфере госзакупок. Часть из них проводилась по завышенным ценам. Как сообщили Фокусу в пресс-службе Генпрокураторы, общая сумма закупок, проведённых с нарушением тендерных процедур, — 433 млн грн. Другая популярная среди должностных лиц Укравтодора коррупционная схема — завышение объёмов и стоимости работ, для чего в некоторых случаях использовались фиктивные фирмы. Сумма нарушений — 177 млн грн.

По итогам прокурорских проверок в Единый реестр досудебных расследований внесены данные о совершении 105 уголовных преступлений. Однако в Укравтодоре готовы побороться: зампред ведомства Владимир Галушко сообщил Фокусу о том, что 65% нарушений, выявленных прокурорскими проверками, юристы Укравтодора оспаривают в суде. «В некоторых областях уже есть позитивные решения судов в пользу предприятий, подчиняющихся Укравтодору», — подчёркивает Галушко.

В будущем борьба за лучшее качество украинских дорог вряд ли обойдётся без судов и прокуратуры.

Игра цифр
37 тыс. км украинских дорог изрыто ямами
28,5 млрд грн. задолжал Укравтодор западным банкам
1400 грн. в год платит в среднем каждый водитель за содержание дорог
85 лет понадобится на латание дыр, если ремонт будет проводиться нынешними темпами
300 тыс. м2 — прогнозируемая площадь ям на киевских дорогах к концу февраля 2013 году

Виталий Атанасов, Фокус