Лучше там, где мы есть. В Украине новая волна эмиграции
В отличие от заробитчан девяностых, нынешние мигранты — молодежь, уезжающая учиться и работать по контракту
Они не собираются быть сиделками, стричь чужой газон и класть кирпичи на стройке, а едут за дипломом, высокооплачиваемой работой или для того, чтобы открыть свой бизнес. Многие, осев на новом месте, готовы забрать к себе родных.
Большая часть нынешних эмигрантов — молодежь 18–35 лет. По данным Международной организации по эмиграции, сегодня за пределами нашей страны живут не менее 6 млн украинцев. За ними готовы последовать и другие соотечественники. Чаще всего украинцы уезжают в Европу, США и Канаду. Нищенская заработная плата, низкий уровень социальных услуг, недоступность жилья и крайне плохое медицинское обслуживание — вот главные причины, заставляющие молодежь паковать чемоданы. Согласно опросу ресурса HeadHunter, среди дипломированных специалистов число потенциальных эмигрантов составляет более 90%. Они считают себя космополитами, не желают прозябать в Украине в ожидании лучших времен, хотят путешествовать и не страдают от ностальгии. Фокус побеседовал с украинцами, которые не спешат возвращаться домой.
Я начала изучать китайский язык в Украине, с тех пор мечтала поехать на обучение в Китай. Так и вышло. Закончила магистратуру, живу в Китае четыре с половиной года. Раз в год бываю дома, много путешествую по Юго-Восточной Азии. Тут у меня гораздо больше возможностей для роста и развития, как личностного, так и духовного. Дома со знанием китайского я всегда могу найти работу, но в Китае эта же работа больше ценится и лучше оплачивается. У меня сжимается сердце за наших пенсионеров, за людей с двумя высшими образованиями, которые или сидят без работы, или получают 2000–3000 грн. Цены на продукты запредельные. В Азии овощи и фрукты дешевые, намного проще питаться разнообразнее. Я Украину люблю, но насыщенная жизнь не дает времени по ней скучать. Где я хотела бы жить? Сначала объезжу весь мир, а потом решу. Сегодня мой дом — Китай.
Я в Швеции уже полтора года, работаю в крупной IT-компании. Когда приехал сюда в 2007 году в командировку, почувствовал, что я дома. Люблю местных людей, культуру, язык. Мне нравится, как шведы заботятся о природе, их толерантность, уважительное отношение к человеческим ценностям. Тяжело было решиться переехать в страну, где у меня не так много друзей. О сложностях не стоит вспоминать, госструктуры и соцслужбы работают тут очень хорошо. Все прозрачно, понятно: и регистрация, и открытие счета в банке, все можно делать через интернет, не выходя из дома. Я с ужасом думаю о возвращении в Украину, с ее неработающими судами и правоохранительной системой, коррупцией, хамством. У нас пройдут десятки лет, прежде чем что-то изменится и можно будет почувствовать себя гражданином.
Уехала в 2009-м по банальной причине — влюбилась (с мужем познакомилась в посольстве, где мы вместе работали) и вышла замуж. В Украине многое раздражало: странное соотношение цен и зарплат, сложности там, где их быть не должно. Я рада, что рожала ребенка в нормальной больнице, в отдельной палате, с мужем, анестезией, консультантом по лактации и медиками, которые заинтересованы в комфорте пациента. Все расходы покрыла страховка. Не надо было бегать с выпученными глазами, думать, кому дать денег и сколько. И не иметь гарантий, что это повлияет на качество. Собираюсь менять гражданство. Мои родители гостят у нас уже четыре месяца, помогают с маленьким ребенком. Они, люди в возрасте, которым сама мысль о переезде должна казаться не особо комфортной, готовы не возвращаться.
Полтора года назад мы уезжали из Украины вполне осознанно. Не на пмж, – у мужа рабочая виза (он – программист), это позволяет довольно долго здесь жить. Сахаром тут улицы не намазаны, но зато не намазаны и многими другими вещами, которых полно у нас. Здесь есть возможность посмотреть мир, увидеть, как другие живут. Общественный транспорт ходит по графику, люди улыбаются. Заходишь в автобус, а водитель тебе говорит: "Привет! Как дела?". Здесь очень распространена такая форма общения – small talk, когда с тобой на улице на любую тему может заговорить кто угодно. В метро спросят, какую книгу ты читаешь, стоит ли и ему почитать. Прохожий сделает комплимент по поводу твоей прически. Я уже не говорю о нормальных зарплатах, прозрачных налогах, когда ты знаешь, на что тратятся твои деньги. И так везде, в любой сфере жизни. Я ни разу не была в Украине после переезда, мне интересно, какой я увижу ее теперь (я собираюсь в Киев в конце марта). Но жены сотрудников мужа уже ездили в Украину, на мои вопросы говорят: "Ну, как? Грязно, все хмурые. Все как всегда".
Не хочется плохо говорить о родине, но по-другому не выходит. Она не выдерживает никакого сравнения. Выходит, желание вернуться появится только тогда, когда что-то изменится в лучшую сторону.
В 2008 году я поехала в Варшаву учиться в докторантуре. В 2011-м пыталась искать работу в Украине, но предложения с зарплатой в 3000 грн. — это, как по мне, издевательство над интеллектом. Нашла работу в Польше и осела. Я, так сказать, кондициональный мигрант. Если что-то изменится дома, то не вижу смысла днями выстаивать в очередях в миграционный офис. В Европе очень тяжело чувствовать себя своим. Для иммигрантов априори закрыты все должности в сфере госслужбы в странах ЕС. Так что у меня нет позиции "хоть тушкой, но на Запад". Но в Украине устаешь от агрессивности и пофигизма граждан, неуважения к образованию, знаниям. Когда я принимала решение остаться за границей (хотя бы на ближайшие годы), главным фактором были мои друзья. Те, кто из Киева, уехали или у них семьи. Я сейчас к такому стилю жизни не готова, поэтому чувствовала себя одиноко. Общество, в котором первая молодость заканчивается только в 35, мне больше подходит. Думаю, люди выбирают иммиграцию не по экономическим причинам. Это банальная позиция "мне хорошо там, где мне хорошо".
В 2012 году по направлению Multimedia Communications я уехал учиться в Сан-Франциско в магистратуре. Почему так решил? Во-первых, ограничивать себя рамками одной страны сегодня довольно глупо, во-вторых, учиться в США - это очень правильные инвестиции в себя, которые на 100% окупаются, в-третьих, захотелось новых интересных впечатлений. А жизнь в мультикультурном городе - именно то, что нужно. Город расположен на берегу океана, можно взять машину и рвануть вниз по побережью или на юг Калифорнии и там покататься на серфе. Сейчас 60% времени занимает учеба, и параллельно я занимаюсь интернет-бизнесом, развиваю несколько проектов, ориентированных на СНГ. На жизнь вполне хватает. За квартиру в центре города я плачу почти $1500 в месяц. Это удобно, так я практически не пользуюсь общественным транспортом и живу без машины. Для владельцев машин паркинг – это проблема. Дело не в том, что он довольно дорогой (до $60 в день), так еще и проблема с тем, что он часто занят. Пока у меня учебная виза, но в будущем собираюсь легализироваться, чтобы упростить процесс перемещения по миру. Через несколько лет хочу перевезти сюда родителей. Говорить о ностальгии по Украине не буду. Больше скучаю за людьми, но, учитывая мобильность сегодняшнего мира, я на связи с родными и близкими практически 24 часа в сутки. Из списка моих друзей в Facebook за последние два года около 100 знакомых уехали из Украины. Все молодые, талантливые и умные люди в возрасте до 25 лет. Многие основали свои компании, кто-то учится или работает в крупной компании. Например, один знакомый трудится в европейском офисе Google в Ирландии. Все они хотят реализовать свой потенциал и получить новый опыт, а сделать это в Украине сложно. И потом, мир становится космополитичным, это нормально – пожить в другой стране, изменить круг общения. Это своего рода авантюра, она держит в тонусе, дает новые эмоции. У меня есть знакомые и друзья на всех пяти континентах. Все довольны, и мало кто планирует вернуться.
Яна Седова, Фокус