Скоро на Марс. Что делать на Красной планете

В мире полным ходом идут разработки технологий, которые уже через 10–15 лет позволят отправлять людей на ближайшую планету Солнечной системы. На проекты тратят миллиарды долларов, а будущие марсонавты уже начинают готовиться к полету

22-летний Дмитрий Кухарук, будущий стоматолог из Ивано-Франковского национального медицинского университета, возможно, будет лечить зубы колонистам на Марсе. Он стал участником проекта Mars One, организаторы которого хотят отправить людей на Красную планету уже в 2023 году, а через пару десятилетий начать колонизацию планеты. Кухарук зарегистрировался на сайте, прошел собеседование по Skype с главным медицинским консультантом проекта Норбертом Крафтом и согласился на серьезные испытания, необходимые для отбора. Парень волнуется: впереди четыре раунда отбора астронавтов, в рамках которых будут проверять состояние здоровья потенциальных колонистов и их психологическую готовность. Проект Mars One, основанный в Нидерландах, в начале 2013 года получил своего первого инвестора. В компании его имя не называют, равно как и сумму, вложенную в безумную идею колонизации Марса. Но известно, что общие затраты на проект, подразумевающий отправку четырех астронавтов на Марс к 2023 году, руководство Mars One оценивает в $6 млрд.

Сообщалось, что денег, которые уже поступили на счета организации, хватит как минимум на 24 месяца работы и потрачены они будут на закупку первичного оборудования, проведение исследований и подготовку к полету четырех астронавтов. Исследователей из Mars One активно поддержал лауреат Нобелевской премии по физике за 1999 год Герард Хоофт. Они надеются, что после того как на Марсе окажется экипаж из землян, который потом вернется обратно на Землю, деньги на колонизацию планеты появятся сами собой. Главное — доказать инвесторам, что проект жизнеспособен и финансово оправдан.

Полететь на Красную планету хотят многие украинские ребята. Среди них студент второго курса магистратуры факультета кибернетики КНУ Константин Лютович и ведущий инженер отдела в Институте космических исследований НАН Украины Сергей Якимов. "Я верю в успех этого предприятия. Один из основателей проекта Mars One Бас Лэнсдорп сумел собрать вместе энтузиастов и специалистов космической отрасли. Имея за плечами такую поддержку, как космические корпорации Space Exploration Technologies, Paragon Space Development и др., они смогут добиться своей цели", — говорит Якимов. "Первый этап будет проходить как конкурс резюме и мотивационных писем. Затем — медицинская комиссия. Из кандидатов, которые прошли отбор, сформируют команды. Последующие восемь лет пройдут в тренировках и подготовке к полету", — рассказывает он. В рамках третьего этапа ребята могут стать участниками соответствующего реалити-шоу, которое будет транслироваться на американском телевидении. "Буду надеяться и верить в то, что все-таки пройду все испытания и мое последнее путешествие будет именно на Марс. Это моя самая заветная мечта", — делится Дмитрий Кухарук с Фокусом.

Деньги на мечту
Еще более амбициозными, чем Mars One, выглядят идеи известного предпринимателя из ЮАР Элона Маска. В свое время он основал и продал инвесторам первую крупную в интернете платежную систему PayPal. А позже начал производство систем для альтернативной энергетики (компания SolarCity) и электрокаров (Tesla Motors). Сейчас главный проект Маска — SpaceX, первая в мире частная компания, которой удалось наладить регулярную отправку в космос многоразовых космических челноков Dragon. Теперь они доставляют грузы на МКС, а Маск имеет в своем распоряжении миллиарды долларов для реализации новых безумных проектов.

Бизнесмен верит в то, что лет через пятнадцать его специалисты смогут приблизиться к созданию на Красной планете полноценного города с населением около 80 тыс. человек. "Кто считает этого человека безумцем, должен помнить, что и его планы по созданию частных космических челноков все вокруг также считали идиотскими", — отмечает культовый журнал о технологиях Wired.

Маск подсчитал, что весь проект по колонизации Красной планеты обойдется в $50 млрд. Это, кстати, в десять раз меньше тех средств, в которые проект оценило NASA. Но правительство США отказалось от идеи отправки людей на Марс еще в августе 2012 года — слишком дорого. Маск же планирует на начальных этапах финансировать проект за счет собственных средств SpaceX, а через некоторое время — начать продавать билеты на Марс по $500 тыс. за штуку. "Стоимость билета должна быть сопоставима со стоимостью обычного среднего дома в Калифорнии. Нужно добиться того, чтобы каждый умный и амбициозный человек к сорока годам мог заработать на подобный полет", — говорит Маск.

Атмосферу на Марсе создадут с помощью растений, почву — за счет земных бактерий. Еда и необходимые для работы вещи первое время будут доставляться с Земли, затем колония должна стать самодостаточной. Задача состоит в том, чтобы перевозить на планету все больше людей и все меньше оборудования. Между Землей и Марсом будет постоянно курсировать создаваемый космический флот.

"Все будет происходить примерно так, как и при колонизации Америки. Создание первых поселений — дело невероятно затратное, но когда корабли начинают ходить в нужном направлении регулярно, все эти проекты сначала становятся окупаемыми, а в итоге приводят к появлению новой цивилизации", — объясняет Маск.

SpaceX уже занимается разработкой специального космического грузового транспорта (MarsCargoTransport), который будет доставлять первые бактерии и вещества, необходимые для появления (или возрождения) жизни на планете.

Олег Лабудько, Фокус