Нечастые союзы. Как украинцам добиться повышения зарплаты и улучшение условий труда

Украинцы выходят на улицы в защиту своих прав на рабочем месте. Профсоюзы организовывают протест лишь в каждом шестом трудовом конфликте. В остальных случаях люди делают это сами

Related video

Больше сотни летчиков и бортпроводников обанкротившейся компании "АэроСвит" собрались утром 12 марта у центрального офиса компании в столице. "Мы требуем погасить долги по зарплате, которую не платят уже 4 месяца, и отдать документы, без которых нельзя встать на учет в центре занятости", — пояснил Фокусу председатель профсоюза бортпроводников "АэроСвита" Вениамин Тимошенко. Он утверждает, что компания задолжала своим сотрудникам более 80 млн грн. В этот день никто из руководства "АэроСвита" к сотрудникам так и не вышел. Когда они поднялись на 8-й этаж здания, то обнаружили запертые двери и напечатанное на листке бумаги объявление: "Офис не работает в связи с отсутствием электричества". Кстати, в новый офис на Бориспольской площади "АэроСвит" вселился всего два года назад. Тогда компания могла позволить себе аренду помещения площадью 3 тыс. квадратных метров.

В прошлом году работающие украинцы чаще выходили на акции протеста. "Это протестные действия, связанные с зарплатой, трудовыми правами и конфликтами на рабочем месте", — говорит Фокусу социолог Центра исследований общества Владимир Ищенко. По его словам, наемные работники и трудовые коллективы в 2012 году провели акций протеста на 10% больше, чем в 2011-м. Всего таких акций было 255. "Из них 42 забастовки — это в два раза больше, чем в предыдущем году", — подводит итог Ищенко. По данным социолога, чаще всего организовывают такие акции неформальные группы самих работников. Тогда как профсоюзы приняли участие только в 15% протестов наемных сотрудников.

Искусство компромисса
Чаще всего — в 47% случаев — наемные работники протестуют из-за невыплаты заработной платы. Именно задержками оплаты труда после выборов социологи объясняют пик выступлений в конце 2012 года. В ноябре в разных уголках страны акции проводили работники образования, сферы охраны труда, персонал коммунальных предприятий. Как выяснилось позже, задержки возникли в связи с тем, что деньги не пришли в регионы из центра.

Примерно в восемь раз реже украинцы выходят на улицы, чтобы потребовать повышения зарплаты. "В 2012 году повышения зарплаты требовали всего на 6% протестных акций", — сообщил Фокусу социолог Ищенко. Между тем 2013 год начался с массовой акции независимых профсоюзов "Укрзализныци", работники которой под стенами Кабмина потребовали повышения заработной платы. В противном случае машинисты, проводники и путевые рабочие грозились начать "итальянскую забастовку", которая, по их утверждению, могла бы полностью остановить железнодорожный транспорт. Угрозы оказались действенным средством. Как рассказал Фокусу председатель Свободного профсоюза железнодорожников Владимир Козельский, протестующие добились от правительства обещания, что зарплата работников железной дороги до конца года вырастет на 15%.

В 2012 году чаще протестовали и на частных предприятиях. Это коснулось как небольших, так и крупных промышленных объектов — Сумского литейного завода, Моршинского и Миргородского заводов минеральных вод. "В частном секторе профсоюзов, как правило, вообще нет, или они играют роль посредника между коллективом и собственником, в реальности отдающим предпочтение интересам собственника", — считает социолог Ищенко.

В тяжелом бою
Отсутствие явных успехов профсоюзы объясняют давлением собственников и администрации компаний на активистов. "Регулярно поступает информация о том, что членов нашего профсоюза преследуют работодатели", — рассказывает Олег Верник. По его словам, методы, которые администрация компаний использует для расправы над профсоюзами, становятся все более жесткими и изощренными. "Например, в компании "Метро Кеш энд Керри Украина" для борьбы с нашим профсоюзом было создано сразу несколько профсоюзов, действующих под прямым контролем администрации", — говорит Верник. Он уверяет, что один из этих профсоюзов возглавляет сотрудник службы безопасности компании.

Глава Конфедерации независимых профсоюзов Украины Михаил Волынец подтверждает многочисленные факты давления на организаторов и лидеров ячеек. "Из-за кризиса социально-экономическая ситуация в стране ухудшается — казалось бы, благоприятное время для развития профсоюзов", — рассуждает Волынец. Однако, по его словам, активистов увольняют, а проект нового Трудового кодекса (он сейчас находится в парламенте) и вовсе лишает профсоюзы рычагов влияния. "Дикий капитализм в Украине сменится феодализмом", — полагает Волынец. Профсоюзный лидер прогнозирует, что если новый кодекс примут в таком виде, то профсоюзы будут существенно ослаблены.

Виталий Атанасов, Фокус