Немецкий эксперт: Чеченский след в Бостоне меня удивил
В совершении взрывов в Бостоне подозреваются этнические чеченцы. В интервью DW Уве Хальбах дал оценку ситуации на Северном Кавказе и угрозе терактов в России.
Сообщения о том, что теракты в Бостоне совершили чеченцы, вновь вызвали интерес западных СМИ к Северному Кавказу. Оценить ситуацию в регионе DW попросила эксперта по Кавказу и Центральной Азии в берлинском фонде "Наука и политика" Уве Хальбаха (Uwe Halbach).
DW: Вас удивили сообщения о том, что предполагаемые исполнители теракта в Бостоне - чеченцы?
Уве Хальбах:Да, меня это удивило. В последние годы тема Чечни ушла из фокуса мировой общественности на второй план. Кроме того, пока неизвестно, связаны ли братья Царнаевы с исламистами. Мы ничего пока не знаем о причинах происшедшего. Исламизм не ограничивается Чечней, здесь речь идет об актерах со всего мира.
- А что известно о деятельности чеченских террористов за пределами России?
- Есть сообщения о том, что чеченцы активно участвуют в войне в Афганистане, на границе с Пакистаном, в международных исламистских группировках. С другой стороны, северокавказский джихад до сих пор был направлен против России и связан с отношениями между Москвой и Северным Кавказом. О своего рода интернационализации можно говорить в связи с терактом в аэропорту Домодедово, когда жертвами стали не только россияне.
- Как бы вы описали нынешнюю обстановку в Чечне?
- Ситуация сильно изменилась по сравнению, например, с 2005 годом. Журналисты, которые посещают Грозный и помнят город во время войны, много пишут о том, как он изменился. Чечня больше не является эпицентром насилия на Северном Кавказе. Соседние республики ее в этом обошли. Дагестан, например, с большим отрывом опережает другие регионы по числу актов насилия. Но это не означает, что Чечня стала мирным центром модернизации региона, и что там все в порядке.
- Насколько сильна группа тех, кто все еще хочет с оружием в руках вести борьбу против России?
- Существует так называемый Кавказский эмират, который утверждает, что он координирует восстание. О каком количестве бойцов идет речь, неизвестно. Но Северный Кавказ остается центром исламского джихада на всем постсоветском пространстве. Это тем более примечательно, ведь он проявил там себя сильнее, чем в республиках Центральной Азии, которые граничат с Афганистаном.
- То есть можно ожидать новых терактов в России?
- Конечно. В этой связи российские правоохранительные органы обращают особое внимание на регион в связи с предстоящей зимой 2014 года Олимпиадой в Сочи. В 2012 году на Северном Кавказе погибло около 700 человек в результате столкновений представителей правоохранительных органов с джихадистами или в результате взрывов, осуществленных террористами-смертниками.
- Что вы знаете о роли молодых чеченцев в вооруженном сопротивлении?
- В среде исламистов сейчас действует уже третье поколение. Отряды бойцов в этом "Кавказском эмирате" становятся все моложе. Это больше не люди из поколения Шамиля Басаева или Джохара Дудаева. Произошла полная смена поколений. Это не означает, что большая часть молодежи на Северном Кавказе является участниками исламистских формирований. В то же время, молодежь - важный источник пополнения рядов исламистов.
Источник: Русская служба DW