Школьная альтернатива. Где в Украине применяют нестандартные методики обучения
Пять украинских школ, в которых применяются нестандартные методики обучения
"Парк-школа"
Здесь не ставят оценок, не задают домашних заданий, а дети и учителя вместе составляют правила школы, которые потом сами и выполняют. "Основной наш принцип — это планирование и отчетность: дети сами планируют занятия, а в конце недели оценивают свои сильные и слабые стороны", — говорит основатель и директор киевской "Парк-школы" Ярослав Коваленко. Другое отличие от обычной школы — в одной группе занимаются дети разного возраста.
"Главное — научить детей быть самостоятельными, свободомыслящими личностями, а не умению отсчитывать по восемь клеточек слева или справа", — объясняет философию школы ее замдиректора Александра Баглай. Деятельность "Парк-школы" пока не лицензирована Министерством образования, но ее ученики имеют возможность сдавать экзамены экстерном.
Система распространена по всему миру и в Украине существует не первый год. Учебный материал подается так называемыми "эпохами": в течение 3–4 недель по утрам два часа уделяется одному предмету, например, математике.
Первая часть занятия — ритмическая: стихи, песни, математический счет. Вторая — основная: проверка домашних заданий, новый материал. Третья — это соответствующий возрасту детей рассказ учителя, развивающий мифологическое мышление, — сказки, истории из Ветхого Завета, древнегреческие мифы, скандинавские саги и прочее. При этом учебный процесс ведет один учитель с 1-го по 8-й класс — до 14 лет, когда у детей начинает формироваться логическое мышление.
"Мы стараемся развивать у ребенка целостное восприятие мира —
через игру, эксперименты и сферу чувств. Основной упор при этом делается на практические занятия", — объясняет замдиректора Вальдорфской школы в Днепропетровске Надежда Марченко. По ее словам, "вальдорфские" выпускники лучше обычных школьников знают, чего они хотят, и выбирают будущую сферу деятельности осознанно, а не поступают в вуз по указке родителей.
"Нас часто обвиняют в том, что мы создаем для учащихся тепличные условия, — говорит Марченко. — Но на самом деле мы сохраняем детям детство, здоровье и желание учиться".
Сдали экзамен. Фокус и ТСН назвали 50 лучших школ Украины
В 2007 году в ялтинской школе внедрили экспериментальную программу Министерства образования. Каждый из 38 классов оборудовали компьютером с интерактивной доской, чтобы выходить в интернет во время урока. На всех этажах есть дополнительная передвижная станция с ноутбуком, которую учителя могут заказать себе на урок. Но самое главное отличие от традиционной школы — в подходе к отношениям между учителем и учеником. Здесь они — равноправные партнеры, а учитель — не безусловный авторитет,
а консультант.
В "Школе будущего" не ставят отметок ученикам начальных классов: оценки даются лишь на словах. Кроме того, здесь действует модульная система — уроки длятся не по 45 минут, а разбиты на три части по полчаса. В конце каждой части ученики получают творческое задание по теме занятия. При этом школьники изучают не 6–7 предметов ежедневно, а всего 3–4, соответственно, им нужно готовить меньше домашних заданий на следующий день.
Выпускники "Школы будущего" поступают в престижные вузы и выигрывают олимпиады, но основным результатом замдиректора школы Наталья Селиванова считает не это. "Главное, чем мы гордимся, — тем, что у наших детей счастливые лица", — говорит она.
Методика родом из Украины, ее разработали педагоги Тамара Пушкарева и Людмила Петерсон, а впервые внедрять начали в Сумах. Особенность системы — в максимальном развитии логики и самостоятельного поиска решений учениками. Одним из "первопроходцев" стала в 1996 году сумская школа №15 — по методике "Росток" здесь преподают математику, природоведение, информатику, теорию вероятности и химию. Директор школы Раиса Замятина утверждает, что по результатам независимого тестирования большинство выпускников их школы получили не менее 183 баллов, а 100% воспитанников поступают в вузы.
Отечественная методика касается обучения английскому языку, а разработал ее учитель-методист Сергей Бойко, основатель "Авторской школы Бойко" в Харькове. По его системе упор делается на многократное прослушивание иностранной речи с ненавязчивым переводом-дубляжом. "Двадцать лет назад мы начинали с аудиокассет, — рассказывает Сергей Бойко. — Сегодня наши ученики просто скачивают аудиофайлы и домашние задания с сайта школы". В результате уже с 5-го класса они успешно сдают экзамены и получают международные сертификаты по английскому, выданные Кембриджским экзаменационным синдикатом. "Выпускники нашей школы легко сдают тесты PET (Preliminary English Test), а это считается достижением даже для выпускников иняза", — подчеркивает Бойко.
Кристина Абрамовская, Фокус