Год не везет. Почему пустуют скоростные поезда

За год работы в Украине экспрессы Hyundai и Skoda перевезли всего 1% пассажиров поездов дальнего следования. Каждое второе кресло в этих поездах остается пустым

Related video

О поломках поездов Hyundai киевлянка Анна Синицына была наслышана, поэтому ехать из Харькова в Киев этим поездом не хотела. Но выбора не было. "Купить билеты в этом направлении сложно. Места есть только на Hyundai, на другие поезда билеты нужно брать или хорошенько заранее, или непосредственно перед отправлением", — объясняет Синицына.

Ее опасения подтвердились: 24 марта скоростной поезд несколько раз останавливался в пути. "Персонал пояснил, что причина остановки в обледенении токоприемников. В итоге нас пересадили в другой состав", — вспоминает киевлянка. В столицу пассажиры злополучного экспресса прибыли посреди ночи с пятичасовым опозданием. "Нам сказали, что при большом желании мы можем попытаться вернуть себе часть денег", — говорит Синицына, заплатившая за путешествие экспрессом 246 грн. Но после изнурительной дороги у нее такого желания уже не было. Анна не одинока: за год скоростного движения в Украине с поломками экспрессов столкнулись тысячи пассажиров.

Ушли в минус
В свой первый коммерческий рейс из Киева в Харьков корейский электропоезд Hyundai Rotem отправился 27 мая 2012 года. За три месяца до этого указом Министерства транспорта было создано госпредприятие "Украинская железнодорожная скоростная компания" (УЖСК). Именно она эксплуатирует 12 скоростных электропоездов: десять корейских Hyundai и два двухэтажных чешских Skoda.

Самое популярное скоростное направление — Киев – Харьков. Три курсирующих между этими городами экспресса заполняются, по данным УЖСК, на 75–80%. Поезда "Интерсити-плюс", следующие по маршруту Киев – Днепропетровск, заполняются на 51%. Эти направления рентабельны и приносят компании-оператору прибыль. А вот львовский и донецкий рейсы убыточны — их заполняемость всего 33–37%.

В результате скоростное движение в целом себя пока не окупает: в прошлом году УЖСК понесла убытки на сумму около 51 млн грн. Отрицательный финансовый результат директор предприятия Леонид Лобойко объяснил тем, что 12 скоростных поездов являются предметом лизинга: ежемесячные платежи по ним составляют 30 млн грн.

Экспресс-ремонт
Леонид Лобойко уверен, что внедрение скоростного движения вывело пассажирские перевозки на качественно новый уровень. В подтверждение своих слов он приводит такие данные: средняя скорость поездов "Интерсити-плюс" составляет 105 км/ч против 57 км/ч у обычных пассажирских.

Глава Свободного профсоюза железнодорожников Украины Владимир Козельский готов с этим поспорить. "Выигрыш во времени — час, максимум два", — утверждает он. К тому же не стоит забывать, что скоростные поезда идут без остановок, им дают зеленый свет. По мнению Козельского, если бы такие тепличные условия создавались для обычных экспрессов, они тоже двигались бы гораздо быстрее.

Согласно проекту Госпрограммы по внедрению скоростного движения пассажирских поездов, которую разрабатывали в Минтрансе в середине 2000-х годов, украинские экспрессы должны были двигаться со скоростью 200 км/ч. Авторы документа предполагали, что достигнуть этого позволит реконструкция и модернизация железнодорожной инфраструктуры. Но радужным планам не суждено было сбыться: даже после реконструкции дорог к Евро-2012 максимальная скорость, с которой могут двигаться поезда, не превышает 160 км/ч.

Срок годности
Плохое состояние украинских железнодорожных путей в компании Hyundai Rotem называют одной из причин частых поломок экспрессов. Дескать, электроника в поездах автоматически отключается, как только возникает угроза безопасности движения.

Но руководитель представительства Hyundai Rotem в Украине Юнсук Чой признает, что проблемы были связаны и с конструктивными просчетами в самих поездах. В частности, из-за морозов замерзала вода в тормозной системе, ломалось оборудование крыши электропоездов и переключатели источников электропитания. Леонид Лобойко добавляет к этому списку сбои в работе бортового компьютера, повреждения токоприемников и неисправности компрессоров.

В УЖСК уверяют, что ремонтируют экспрессы не за счет украинских налогоплательщиков. "Все работы по замене и модернизации узлов и агрегатов выполняются по гарантии за счет компании — производителя электропоездов Hyundai Rotem", — говорит Лобойко. Гарантия действует два года, но, по словам директора УЖСК, благодаря проведенным работам пассажирам больше не стоит опасаться поломок и простоев среди снежных полей, как это случалось прошлой зимой.

По новому графику
Тем временем железнодорожники пытаются повысить заполняемость скоростных поездов с помощью нового расписания, которое начнет действовать с 26 мая. Один двухэтажный состав Skoda перебросят с маршрута Днепропетровск – Донецк на Донецк – Симферополь, второй — с линии Донецк – Харьков на Харьков – Симферополь. А один из трех экспрессов Hyundai, сейчас курсирующих из Киева в Донецк, будет возить днепропетровцев в Крым. Другое нововведение: поезд Hyundai, соединяющий сейчас Киев и Днепропетровск, будет доезжать до Запорожья.

Таким образом, в 2013 году скоростное движение будет осуществляться на восьми направлениях: Киев – Харьков, Киев – Донецк, Киев – Запорожье, Киев – Львов, Донецк – Симферополь, Днепропетровск – Симферополь, Харьков – Симферополь, Донецк – Харьков. Предполагается, что до 2020 года экспрессы "Интерсити-плюс" должны появиться еще на пяти маршрутах. На каких именно, в "Укрзализныце" сказать не смогли. Зато в ведомстве уверены, что в нынешнем году новые пассажирские поезда "Укрзализныця" приобретать не будет: в госбюджете на 2013 год такой статьи не предусмотрено.

Впрочем, как следует из правительственной программы активизации экономики до 2015 года, Кабмин все же планирует закупить четыре пассажирских скоростных поезда — на этот раз у Крюковского вагоностроительного завода. Они, как и электропоезда Hyundai, могут двигаться со скоростью до 160 км/ч, но стоят дешевле — 200 млн грн. за состав. Каждый из экспрессов Hyundai обойдется дороже — около 300 млн грн. с учетом запчастей.

Виталий Атанасов, Фокус