Фото с душой. Украинская молодежь все больше увлекается съемкой на пленку
Фотопленка не умирает даже в эру цифровых технологий. Съемками по старинке увлекается молодежь
Каждую неделю киевлянка Галина Бутович покупает новую пленку к своему фотоаппарату "Киев-19". Фотографией девушка увлекается с детства, у нее есть профессиональная цифровая фотокамера Nikon D90, но пленочная съемка привлекает ее гораздо больше. "Пленка заставляет человека думать: здесь нельзя просто щелкать и тут же видеть результат на экране", — объясняет она. Представителем старой школы девушку никак не назовешь: Галя — студентка, и ей всего 20 лет.
Именно благодаря молодежи пленочные фотоаппараты не уходят в историю, несмотря на торжество цифровых технологий. "В нашем сообществе — 9000 подписчиков, и в основном это молодые люди", — рассказывает модератор сообщества "Фотопленка" в сети "ВКонтакте" Владимир Маслов. Подобных групп в соцсетях существует множество: их подписчики публикуют свои фотографии и коллажи, делятся опытом и дают советы новичкам.
Идея создать сообщество пришла Владимиру Маслову случайно. Как и многие его единомышленники, с пленкой он знаком по домашним "раскопкам". "У меня есть отцовский фотоаппарат ФЭД-3, и мне захотелось им поснимать, — вспоминает Владимир. — Я поговорил с друзьями, и выяснилось, что у каждого из них есть пленочный фотоаппарат". Ребята сделали пробную фотовылазку в город — тогда и родилась идея основать свою группу.
Живые кадры
Увлечение молодых людей пленкой — скорее дань моде, считает фотокорреспондент агентства "Укринформ" Юрий Ильенко. За 47 лет работы ему доводилось фотографировать Леонида Брежнева, Юрия Гагарина, Владимира Высоцкого. Сейчас он снимает на цифровую фотокамеру Nikon D800 и не видит смысла снова возвращаться к пленке. "Основное задание для фотографа — сделать свой кадр лучше, — рассуждает он. — Излишнее использование фотошопа под вопросом, но сами по себе цифровые фото — это хороший и качественный продукт".
У пленки действительно много недостатков, один из которых — чувствительность. Пленка не терпит пыли, царапин, воздействия тепла и влаги, боится жары и мороза. К тому же найти ее в продаже становится все сложнее, многие известные компании прекращают выпуск такой продукции. К примеру, с 2009 года фирма Kodak больше не производит свою знаменитую пленку Kodachrome.
Но все это не останавливает истинных ценителей. Говоря о преимуществах пленки, большинство ее почитателей утверждают, что такие фото — "живые", у них есть душа. "Не все кадры могут удачно получиться на цифре, — объясняет Галина Бутович. — Например, против солнца лучше фотографировать на пленку".
Продавец "ФотоЛавки" Сергей Невальник указывает на полку с пленочными фотокамерами. В основном попадаются Canon, Olympus, "Киев" и "Зоркий". "Молодые люди часто покупают старую фототехнику. Высокий спрос на Canon и Olympus, — рассказывает Сергей. — Что касается пленки, то популярна черно-белая". Есть в "ФотоЛавке" и подшивки старых советских журналов с материалами о фотографии — "Потребитель" и "Советское фото". Но изучать ремесло можно и по современным электронным изданиям. Среди них — российские "Хулиганствующий Элементъ" и Photo-monster.
Впрочем, самая хлопотная часть работы — проявка и печать фотографий — сегодня интересует уже не многих. Пленку нужно уметь правильно вставлять, перематывать, не засветить — не все готовы разбираться в этих сложных процедурах. "Проявляют и печатают фотографии тоже в нашем магазине", — констатирует Сергей Невальник. По его словам, современная молодежь обращается с пленкой неаккуратно, в итоге на проявку она нередко попадает в засвеченном или испорченном виде.
Отойдет ли пленка в историю, подобно керосиновым лампам или паровозам? Фотографы утверждают, что да. "Это временное увлечение. Поиграются и бросят", — прогнозирует Сергей Невальник. С ним согласна и Галина Бутович. По ее мнению, часть "пленочников" вскоре отсеется — останутся лишь немногие, кому и дальше будет интересно работать в "классике жанра". Среди них и она сама. "Буду фотографировать на пленку и дальше, потому что мне это интересно", — говорит Галина.
В итоге даже после выхода пленки из моды у ретротехнологии все равно останутся ярые поклонники, пусть даже немногочисленные. Их, как и любителей виниловых пластинок, уже ни в чем не переубедить.
Дарья Ваховская, Фокус