Свой путь. Как избавиться от выбоин на автодорогах
Больше половины автодорог страны разрушены. Фокус нашел четыре способа избавиться от ям
Последняя жалоба, которую бизнесмен из Краматорска Александр Вегерчук отправил в ГАИ, содержала почти 400 фотографий дорожных выбоин. "Документ еле влез в самый большой почтовый конверт: начальник городского ГАИ был в шоке", — улыбается 32-летний активист. Госавтоинспекция отвечает за безопасность движения, а потому обязана передавать подобные жалобы дорожным службам. В марте по запросу Александра отремонтировали всего девять участков. В остальных случаях отказали, сославшись на отсутствие денег, или ответили, что объекты находятся на балансе других учреждений. Вегерчук не сдается и обжалует такие отписки в прокуратуре. "Других действенных методов заставить их работать я пока не придумал", — говорит он.
Тем не менее есть как минимум четыре способа, позволяющих противостоять дорожному беспределу.
Способ 1. Все вместе
По данным Укравтодора, с начала этого года "ямочный ремонт" был проведен на 36,6 тыс. км путей. Общая стоимость работ составила 715 млн грн. Ремонт ямы размером 1 кв. м в среднем обходился в 263 грн. Сегодня изрытыми остается еще 25,5 тыс. км дорог. А после майских гроз и перепадов температуры количество ям увеличилось еще больше. Для их ликвидации понадобится 568 млн грн., поясняет Сергей Стельнякович, руководитель компании "Украинские автомобильные дороги" (подрядчика Укравтодора), которая и занимается мелким ремонтом.
За ходом ремонта следят 6000 человек — участники группы в Facebook "Я ненавижу Укравтодор". В феврале активисты провели акцию протеста возле дорожной компании. Как утверждает организатор онлайн-сообщества Андрей Черников, он и его единомышленники не остались незамеченными. "После нашей акции только на ремонт столичных путепроводов из бюджета выделили 50 миллионов гривен, а руководителя Киевавтодора уволили", — рассказывает он.
Черников отмечает, что простыми разговорами в соцсети дело уже не ограничивается: участники группы все чаще пишут юридически грамотные жалобы в ГАИ, жалуются в прокуратуру. "Нужно, чтобы власть почувствовала себя под присмотром", — говорит Андрей.
Способ 2. Яма онлайн
31-летний киевлянин Вадим Стадник ищет дорожные ямы во время пеших прогулок с маленьким сыном. "Когда вижу разбитый участок пути, по привычке фотографирую его", — объясняет Стадник. Затем с помощью GPS и специального мобильного приложения интернет-сайта "УкрЯма" он закрепляет за снимком адрес и отправляет жалобу в ГАИ.
Вадим Стадник мониторит состояние дорог только в окрестностях собственного дома, но география "УкрЯмы" распространяется на всю Украину: энтузиастов, подобных Вадиму, на сайте зарегистрировано несколько тысяч. В сумме их "коллекция" насчитывает около 3000 дорожных дефектов, более 300 из которых уже устранили. Пользователю достаточно внести в специальную форму свое имя и месторасположение ямы — остальное сайт сгенерирует самостоятельно. "Мы предоставляем людям подготовленный текст заявления, — объясняет создатель "УкрЯмы" Павел Белоусов. — Им не нужно вникать в юридические тонкости".
Кроме того, обозначить яму на карте может один пользователь, а распечатать по ней заявление и отправить жалобу — другой. "Это повышает эффективность, поскольку в ГАИ нет электронной формы подачи жалоб, а не у всех участников сайта есть время и желание заниматься бумажной волокитой", — отмечает Белоусов. Зато в итоге все выглядит так, будто тысячи украинцев не поленились самостоятельно разобраться в бюрократических нюансах ради ремонта дорог. По мнению Белоусова, это должно дисциплинировать чиновников.
Получив жалобу, сотрудники ГАИ составляют акт на дорожное повреждение и дают соответствующим службам предписание устранить его. Если сотрудники Укравтодора не сделают это в течение 3–7 дней, ведомство оштрафуют на 600 грн. "Бывает, что гаишники работают на опережение — мониторят наш сайт, находят жалобы по своим участкам и заставляют дорожные службы провести там ремонт", — рассказывает Белоусов.
Вадим Стадник за последние пару месяцев направил через "УкрЯму" восемь жалоб. Шесть выбоин залатали, один отказ Стаднику удалось обжаловать в прокуратуре. "Это придало мне азарта, и в будущем я хочу подготовить жалобы по всем ямам в своем дворе", — делится он планами.
Способ 3. Без посредников
В Укравтодоре работает горячая телефонная линия. "Пользователи могут к нам обратиться и письменно — с помощью формы, размещенной на нашем сайте", —
говорит главный специалист по связям с общественностью Ольга Лукьян.
Принимают жалобы и городские администрации. В киевский контактный центр "1551" за последний год поступило более 12 тыс. обращений на плохие дороги, 30% из которых были решены. "Если вы пишите непосредственно в дорожную службу, о вашей проблеме знают только они. Если вы обращаетесь к нам, решение вашей проблемы контролируют сразу несколько органов", — объясняет эффективность работы центра его директор Егор Стефанович. По его словам, средний срок реагирования на обращение — две недели.
Чтобы проверить работу чиновников, журналист Фокуса 30 апреля пожаловался в "1551" на огромную дыру в платформе киевской городской электрички "Зенит". "В проведении ремонта может быть отказано из-за отсутствия денег или угрозы срыва утвержденного графика работ", — оправдывается Стефанович. В случае с ямой на платформе Фокус столкнулся с классическим бюрократическим "футболом". Сначала специалисты контактного центра переслали жалобу в "Киевпастранс". Там ответили, что этот участок находится на балансе Юго-Западной железной дороги. И только в июне на платформе начались ремонтные работы.
Способ 4. Сделай сам
Действенный способ — залатать яму своими силами. Для этого можно купить холодный асфальт по 2360 грн. за тонну и арендовать виброкаток за 2600 грн. за смену. Но проще обратиться в специализированную фирму. Например, в компании "Укртрансбуд", куда журналист Фокуса позвонил как потенциальный клиент, за асфальтирование десяти "квадратов" в спальном районе столицы попросили 3500 грн. "Чем больше площадь, тем ниже цена", — уточняет директор компании Георгий Агитян.
По его словам, к ним нередко обращаются жители многоэтажных домов. "Если это многоквартирное объединение, мы заключаем договор с ним, если же дом в подчинении ЖЭКа, документ подписывает один из жителей", — рассказывает Агитян. Если скидываться, расходы будут совсем не астрономическими — 50–100 грн. с квартиры. Директор "Укртрансбуда" заверяет, что проблем с ЖЭКом обычно не возникает: "Скорее всего, инициативе жителей там только радуются".
Но бывают и уникальные случаи. В прошлом году 57-летнего Александра Лобача из Днепропетровска оштрафовали на 1700 грн. за самовольный ремонт люка. В Укравтодоре поясняют, что украинцы могут самостоятельно устранять дорожные дефекты только на тех участках дороги, которые им принадлежат. А в Киевавтодоре от финансовой помощи не отказываются. Гендиректор компании Петр Береговой признает, что если на полноценный ремонт денег не хватает, привлечение средств част-ных инвесторов вполне возможно.
Полезные контакты
Горячая линия Укравтодора
(044) 267-11-40
Контактный центр Киевской горадминистрации
1551, (044) 205-73-37, 1551.gov.ua
Составление жалобы в ГАИ на дорожные дефекты
ukryama.com/holes
Группа "Я ненавижу Укравтодор"
facebook.com/groups/IHateUkrAvtoDor
Сергей Одаренко, Фокус