Бремя знаний. Почему качество образования в Украине станет ещё хуже

У преподавателей украинских университетов нет времени на научную деятельность. Из-за этого страдает качество высшего образования. Готовящееся сокращение в вузах только увеличит нагрузку на профессуру

В первом семестре учебного года преподаватель кафедры культурологии Киево-Могилянской академии Александр Ивашина читал студентам четыре курса лекций. «Это очень много, — рассказывает преподаватель. — Лекцию нужно не только прочитать в аудитории, но и подготовить, а также регулярно обновлять содержание». В обязанности преподавателя также входит проверка квалификационных и курсовых работ — вместе с лекциями это занимает 90% рабочего времени. «На научную деятельность времени почти не остаётся. Занимаюсь исследованиями по ночам в ущерб собственному здоровью», — констатирует Ивашина.

Треть в расход
Перегруженность вузовских преподавателей — одна из причин низкого качества отечественного образования. В Европе всё по-другому. «Например, в Шотландии преподаватель 40% рабочего времени обязан посвятить научным исследованиям, 20% — административным обязанностям. И только 40% — это аудиторная нагрузка», — сравнивает глава киевской организации Профсоюза работников образования и науки Украины Александр Яцунь. И если шотландский преподаватель читает лекции и проводит семинары 4 часа в неделю, то его украинский коллега — не меньше 20 часов.

Тем не менее аудиторную нагрузку на украинских преподавателей в этом году планируют увеличить. Согласно Национальному плану действий на 2013 год, подписанному президентом Виктором Януковичем, на одного преподавателя должно приходиться 18 студентов, тогда как сейчас в среднем по стране этот показатель составляет 10 учащихся.

Глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич считает, что нововведение автоматически приведёт к увольнениям работников вузов. «Под сокращение может попасть каждый второй преподаватель, а всего могут уволить 48 000 человек», — подсчитывает профсоюзный лидер Александр Яцунь. По его словам, больше всего рискуют молодые кадры. «Вопрос о том, кого уволить, потенциально будет решаться на заседаниях кафедр, учёных советах, где по умолчанию влияние преподавателей со стажем намного больше», — прогнозирует Яцунь.

Учебная нагрузка на тех преподавателей, которые сохранят за собой рабочее место, возрастёт. «Работать больше придётся за меньшие зарплаты», — прогнозирует директор Центра исследований общества Инна Совсун. По её словам, при уменьшении числа ставок оставшимся в университетах преподавателям необходимо будет читать то же самое количество курсов, руководить таким же количеством курсовых и дипломных, заполнять столько же документов за меньшую зарплату. В итоге государство сэкономит на финансировании вузов, но пострадает и без того скромное качество получаемых студентами знаний.

Под крыло министерства
План действий предусматривает передачу в управление Министерства образования и науки всех государственных вузов, которыми управляют другие министерства. И вряд ли пройдёт это безболезненно. Например, в случае переподчинения медицинских вузов, которые сейчас находятся в ведении Министерства здравоохранения, у студентов, скорее всего, возникнут проблемы с получением доступа к клинической базе.

«В Европе и США медицинские университеты имеют собственные клиники. В Украине этого нет», — отмечает Лилия Гриневич. Однако подчинение медуниверситетов Минздраву облегчает доступ студентов к клинической практике. По прогнозу Гриневич, передача медицинских вузов Минобразования может привести к увеличению стоимости образования для контрактников — в частности, из-за платы за пользование клиническими базами.

Неразбериха будет и в вузах, находящихся в управлении Министерства аграрной политики. «Непонятно, каким образом неквалифицированные чиновники Министерства образования будут регулировать деятельность аграрных вузов с их научно-производственными базами: животными, посевами, землёй», — говорит Егор Стадный.

Государственный подход
В Минобразования критику признают лишь частично, объясняя общественный резонанс вокруг некоторых положений Плана действий на 2013 год их неправильной трактовкой. Как сообщил Фокусу первый заместитель министра образования и науки Евгений Сулима, пункт об увеличении числа студентов на одного преподавателя до 18 действительно не нашёл поддержки на Совете ректоров вузов и на круглом столе представителей образовательной сферы. В связи с этим на совещании в Кабмине 23 мая министерство предложило изменить этот пункт — норматив числа студентов на преподавателя будет рассчитываться с учётом внедрения дистанционного обучения.

Студенты вузов нововведения не одобряют. «Задумайтесь, зачем вообще началась это возня? Чиновники пытаются сократить расходы на оплату преподавательского труда. Это заведомо порочный путь», — считает активистка студенческого профсоюза «Пряма дія» Наталья Нешевец. По её мнению, улучшить качество университетского образования можно лишь увеличивая государственные расходы в этой сфере, а не сокращая их.

Виталий Атанасов, Фокус