Ад в музее. Что случилось в Мыстецком Арсенале
Украинский художник Владимир Кузнецов, чья работа была закрашена на выставке в "Мыстецком арсенале", рассказал Фокусу о народном восстании, вандализме и Страшном суде
В музейном комплексе "Мыстецкий арсенал" в Киеве начала работать выставка "Великое и величественное", посвященная 1025-летию Крещения Руси. Помпезное открытие (на нем присутствовал президент Виктор Янукович) сопровождалось скандалом. Накануне гендиректор музейного комплекса и куратор выставки Наталья Заболотная собственноручно закрасила работу пока малоизвестного украинского художника Владимира Кузнецова черной краской, назвав свои действия "перформансом". Она заявила, что художник нарисовал не то, что было заказано, — изначально договаривались о сюжете по мотивам событий во Врадиевке, где жители штурмовали отделение милиции.
В ответ Кузнецов обвинил Заболотную в цензуре. Уничтоженная работа представляла собой мурал — роспись на стене размером 6 на 11 метров. Художник изобразил горящих в адском пламени коррумпированных чиновников и милиционеров, пьяных "мажоров" и неправедных священников. По словам Кузнецова, это классическая вариация библейского сюжета о наказании грешников во время Страшного суда.
Почему вы решили участвовать в выставке "Великое и величественное"?
От участия можно было отказаться, но тогда я лишился бы возможности высказаться на важные для меня темы. Эта выставка показалась мне подходящей площадкой для работы, в которой должны были соединиться три основных мотива: традиционный — классические сюжеты Страшного суда, современный — горячие новости с первых страниц медиа и национально-исторический — Колиивщина, кровавое народное восстание, жестоко подавленное властями.
К слову, я был приглашен именно потому, что моя предыдущая работа "Колиивщина: Remanufacture", выполненная в Центре современного искусства в замке Уяздовском в Варшаве, привлекла внимание кураторов выставки в "Мыстецком арсенале" Натальи Заболотной и Александра Соловьева. Все это я объединил под названием "Колиивщина: Страшный суд".
Наталья Заболотная назвала закрашивание мурала черной краской перформансом и высказыванием против "дерзости некоторых художников". Как вы оцениваете действия Заболотной?
То, что сделала куратор, — это акт вандализма и бюрократического подхалимства.
Почему она пошла на такой шаг?
Возможно, испугалась, что тем, кто финансирует выставку, не понравится работа и они откажутся давать деньги. Но представитель музея, галереи не может так действовать, это тупик. У художника должна быть возможность свободно выражать свою позицию.
Для этого необходимо прекратить преклоняться перед властными иерархиями и работать с художниками по прозрачным правилам. Без этого "Арсенал" как художественная институция не имеет будущего.
Заключали ли вы с "Мыстецким арсеналом" контракт, в котором прописаны права и обязанности сторон?
Нет, никакого договора мы не заключали. Отсутствие контракта — общая практика почти во всех художественных учреждениях страны. Приходится верить на слово.
Вы отказались от гонорара за уничтоженную работу?
Предполагалось, что я получу гонорар за участие в выставке и выполненную работу, а не уничтоженную.
Намерены ли вы подать в суд на "Мыстецкий арсенал" или Наталью Заболотную?
Это не исключено. Некоторые юристы советуют так поступить, но я пока не принял окончательного решения.
Кому в данном случае выгоден скандал?
Скандал выгоден тем, кто отстаивает принципы прозрачности и открытости в работе музеев и галерей.
С черного листа. Молодые украинские художники на открытии выставки устроили акцию протеста в знак солидарности с "отцензурированным" Кузнецовым
Виталий Атанасов, Фокус