Потеря веры. Почему украинцы не доверяют церкви

Украина с размахом отпраздновала 1025-летие Крещения Руси. Пока православные священно­служители проводят молебны за оцеплением милиции, прихожане уходят в альтернативные церкви

Металлический забор, четыре кордона милиции и досмотр вещей. Только пройдя эти круги, избранные прихожане смогли попасть на торжественный молебен по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси, который провели на Владимирской горке в столице. Верующим без приглашений, выданных неизвестно кем и где, пришлось наблюдать за процессией дома по телевизору или с уличных экранов. "Я приехала из Винницы, чтобы просить патриарха помолиться за сильно болеющего мужа, но меня не пускают, — жалуется прихожанка Галина, замотанная в вишневый платок. — Не по-христиански это". Мужчина в белоснежной рубашке, услышав причитания женщины, успокаивает ее и приглашает посетить воскресное богослужение в протестантской церкви "Божий мир".

Показная роскошь православных иерархов, скандалы с участием священнослужителей и вмешательство церкви в политическую жизнь сделали свое дело: верующие украинцы все больше сомневаются в традиционном для Украины православии и уходят в протестантство. По данным Министерства культуры, сегодня в Украине насчитывается 10 613 протестантских организаций. Это треть общей численности зарегистрированных религиозных общин. Для сравнения: в 2009 году их было на полторы тысячи меньше. "В последние годы протестантство обрело небывалую популярность", — отмечает директор департамента по делам религий и национальностей Минкульта Максим Бударин. В Совете евангелистских церквей Украины утверждают, что их паства сегодня насчитывает более двух миллионов человек. И количество прихожан постоянно растет.

Все под Богом
Два года назад студентка из Луцка Алина Кондрук перешла из православия в протестантизм. Теперь вместо Лавры она ходит в церковь христиан веры евангельской "Христа Спасителя". Недавно она повторно прошла крещение. "Это таинство должно быть добровольным и осознанным, — уверена Алина, — меня же первый раз крестили совсем маленькой, когда я ничего не понимала". Кроме того, студентке не нравится, что жизнь православных священников не соответствует тому, что говорится в Библии. "Многие из них позволяют себе выпивать алкогольные напитки. Как такие люди могут потом учить нас жить по божьим законам?" — вопрошает Кондрук.

33-летняя прихожанка церкви евангелистских христиан-баптистов "Благодать" Алена Зябликова удивляется некоторым православным правилами и традициям: "Посты, ограничения в одежде, поклонение иконам — к чему это все? В священном писании об этом ни слова!" Но больше всего ее не устраивает политизация веры. "Перед Богом все равны, но на молебен на Владимирской горке пустили только высокопоставленных чиновников. На душе остался осадок", — вздыхает Алена. Она возмущается, когда видит священников на дорогих иномарках или когда они призывают на выборах голосовать за определенного кандидата. По ее мнению, это отпугивает истинно верующих людей и заставляет их искать Бога в других церквях.

Новые отступники
Традиционная церковь теряет не только прихожан, но и служителей. Священник Украинской православной церкви Киевского патриархата Виталий Купчинский занялся толкованием Библии. И чем больше он в нее вникал, тем больше понимал, что таинства, которым его обучили в семинарии и которые он совершал перед своей паствой, не имеют для него смысла. "Многие годы я делал какие-то глупости, ведь Господь не велел проводить такие обряды", — рассказывает Купчинский. Кроме того, его смущало, что православная церковь нередко позволяет себе участвовать в политических акциях. Смириться с этим он не мог, поэтому перешел в церковь христиан веры евангельской. За такой поступок в православной церкви его лишили сана священника и предали анафеме. Не приняв решения Виталия, от него ушла жена. Но Купчинский не отчаивается и надеется, что Бог всех рассудит.

Между тем в самой православной церкви убеждают, что к людям иных вероисповеданий относятся толерантно. "Мы сотрудничаем с традиционными протестантскими организациями. Правда, церкви с приметами тоталитарных сект считаем опасными для физического и психического здоровья людей", — предупреждает пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий Зоря. Участие церкви в политических акциях он отрицает. Например, празднование годовщины Крещения Руси Киевский патриархат провел отдельно от Московского, на котором собрался весь политический бомонд Украины и России. "На наш молебен допускали всех прихожан, а не только избранных", — не без гордости говорит Евстратий. Впрочем, полностью аполитичной церковь, по его мнению, быть не может. "Мы ведь не заставим верующего оставить свои политические предпочтения за дверями храма", — разводит руками церковнослужитель.

Рок, аллилуйя
В Московском патриархате говорят, что все желающие попасть на молебен не могли бы разместиться на Владимирской горке. Поэтому доступ к ней ограничили. "На торжество съехались девять патриархов, четыре президента, члены правительства. Нужно было обеспечить их безопасность", — убеждает руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. Тех, кто только из-за этого может потерять православную веру, он называет людьми в заблуждении.

А вот пастору церкви христиан веры евангельской "Божий Мир" Юрию Кулакевичу это только на пользу. Он полагает, что VIP-молебен показал истинное лицо православной церкви и прихожане сделают правильный вывод. "Это был не молебен, а политическое действо — позор для всей украинской церкви! — восклицает пастор. — Такие мероприятия только отталкивают людей от Господа". Кулакевич надеется, что разочарованные прихожане продолжат поиски Бога и найдут его в протестантских церквях. В такой исход верит и религиозный эксперт Николай Малуха. По его мнению, протестантские общины успешно используют приемы сетевого маркетинга. "К примеру, у человека семья разрушается, он приходит в церковь за духовной поддержкой. А ему начинают талдычить про какие-то каноны, — возмущается Малуха. — Конечно же, это вызывает отторжение. Протестанты в этом плане более ориентированы на клиентов".

Но православные церкви конкуренции со стороны протестантов не боятся. "Мы тоже не сидим сложа руки. Например, ко дню Крещения Руси устроили грандиозный рок-концерт, на который собралось молодежи больше, чем во время "оранжевой революции", — хвастается Анисимов. — Это новая форма обращения молодежи в православную веру". По его словам, еще пять лет назад такое мероприятие, устроенное канонической церковью, вызвало бы недоумение. Сегодня же воспринимается нормально. Кроме того, при многих православных монастырях оборудуются спортивные школы, которые также должны привлечь новых верующих.

Начеку
Признаки секты
– Стремление изолироваться от других людей, считая их погрязшими "в грехе и разврате".
– Фанатизм — готовность покинуть семью, друзей, дом ради религиозной организации.
– Доминирование кого-то над кем-то. Это, как правило, неукоснительное соблюдение всех требований секты, посещение собраний, выполнение приказов.

Информация: адвокатская компания "Кравец и Партнеры"

Сергей Одаренко, Фокус