Цветэффекты. Самый дорогой украинский художник раскрыл формулу успеха
Самый дорогой украинский художник Анатолий Криволап рассказал Фокусу, как нашел свой фирменный стиль и что думает о собственных аукционных рекордах
Художник должен быть бедным, голод-ным и вести разгульный образ жизни — все это не о живописце Анатолии Криволапе. "Просто бывают художники по жизни. У них есть поза, привлекающая внимание одежда, особое выражение лица. Ты смотришь и видишь: это художник, но они — артисты больше, чем художники. И это тоже классно, среди них могут быть хорошие мастера, но это другой стиль", — размышляет один из самых востребованных и самый дорогой отечественный современный живописец.
Стиль самого Криволапа — джинсовые шорты и рубаха, так он встречает гостей в своем доме в селе Засупоевка, недалеко от Яготина. Там 66-летний художник живет и работает уже много лет, в Киев выбирается не так уж и часто и только по особым поводам. Например, на открытие выставки — как на недавно стартовавшую экспозицию "Великое и величественное", которая до 22 сентября проходит в "Мыстецком арсенале". Полотна Криволапа висят рядом с произведениями украинских классиков предыдущих столетий. Для художника это еще одно подтверждение его статуса "живой классик".
Поиски гармонии
"Как проходят мои будни? По-будничному", — шутит Криволап. Его день начинается в девять утра, после чая или кофе — несколько часов работы. "Если нет настроения идти в мастерскую, тогда сажусь в машину и катаюсь по окрестностям, наблюдаю", — рассказывает живописец. Он испытывает слабость к спортивным авто, но на сельских дорогах предпочитает массивный джип. Иногда машину заменяет велосипед и заплыв в озере Супой, на берегу которого стоит дом Криволапа. Затем — полноценный рабочий день, художник может простоять за холстом и восемь часов подряд. Вечером — отдых в гамаке, тут Криволап наблюдает за закатом солнца, за тем, как меняют цвет облака, за восходом луны. Потом все увиденное переносит на полотно.
Обязательный пункт в расписании рабочего дня художника — вечерняя проверка проделанного за день. "Когда темнеет, я включаю свет и смотрю. Если мне не нравится, как выглядит картина при искусственном освещении, я ее переделываю. Утром снова смотрю, что получилось. При дневном и искусственном освещении цвета воспринимаются по-разному, но гармония должна сохраняться всегда. Ведь и все музеи работают с искусственным освещением, и мы дома большую часть времени проводим при нем", — объясняет Криволап. Если гармонию не сохранять, картина будет выглядеть темной, а цвета не будут передавать то настроение, или "состояние", как его называет художник, которое в произведение закладывал автор.
Картина "Конь. Вечер", которая на недавних торгах Phillips в Лондоне была продана за $186,2 тыс. и установила очередной ценовой рекорд для произведений Криволапа, потребовала от художника как раз такой кропотливой работы. Красная лошадь на красном фоне написана акриловой краской. "То перебор, то недобор, то слишком выделяется конь, то, наоборот, пропадает. Чтобы попасть в гармонию, приходилось постоянно переписывать, а там акрил — добавляешь один тонкий слой, и все меняется", — вспоминает художник.
Делать деньги
После рекордной продажи картины "Конь. Вечер" одни поздравляли художника с новым успехом, другие ругали картину за примитивность. "Я думаю, искусство — это такая простая штука, она всегда рядом, стоит только протянуть руку. Но почему-то не каждый способен сделать это вовремя, — комментирует Криволап. — Я наслушался много всякого, еще когда писал абстракции. Ко мне на выставки приходили художники и кричали: "Да я такое за одну ночь сделаю!" На что я отвечал: "Слушайте, мои картины дорого стоят, почему же вы не делаете? Делайте!"
Ни тогда, когда Криволап писал абстракции, ни до этого, ни после отзывами на свою работу, позитивными или негативными, художник не интересовался. "Как только я определился с собственным стилем, меня постоянно кто-то не воспринимал, — говорит он. — Недавно на выставке ко мне подошел Святослав Вакарчук, сказал: "Очень хочу вашу работу, нравится, но не могу, она меня истощает, забирает силы". И это нормально, восприятие всегда личное".
Со своим фирменным стилем — экспрессивными пейзажами, написанными яркими красками на масштабных полотнах, — Криволап определился в начале 1990-х. До этого он успел поэкспериментировать с разными направлениями, среди его работ есть и классические натюрморты, и портреты ню, затем полтора десятка лет художник писал абстрактные картины. "И когда я почувствовал, что рука работает, а внутри все стоит, понял, что делаю формальные вещи, стало не по себе", — вспоминает художник. За десятки лет художественной карьеры у Криволапа было несколько серьезных творческих кризисов, тогда он бросал все и в одиночестве переосмысливал свою работу. Чтобы переждать последний кризис, Криволап купил дачу. "Сначала присматривался, потом стал писать этюды, — рассказывает художник. — Пейзажи я писал всегда, но раньше они у меня были разминкой перед абстракцией. А тут я увидел, как восходит луна, заметил, какого она цвета, как меняется природа, ее состояние. Этого никогда не почувствуешь в городе". Увлечение пейзажами у Криволапа продолжается до сих пор. Сейчас он размышляет над тем, как перенести на полотно радугу, и планирует писать больше осенних ландшафтов, ему интересен их сложный цвет и минимализм.
К своим аукционным успехам художник относится спокойно. Его работы всегда стоили дорого и не дешевели даже в кризисные времена. Недостатка внимания со стороны зарубежных коллекционеров последние два десятка лет он также не испытывал. Проблемы были с отечественными ценителями прекрасного, они обратили внимание на живопись Криволапа всего пару лет назад. Теперь состоятельные гости в селе Засупоевка бывают регулярно. "Недавно заходили, проредили мои запасы", — с легкой иронией осматривает свою мастерскую художник. И довольно прагматично рассуждает о том, что нужно бы картины попридержать, не продавать слишком много, чтобы цена не падала. Впрочем, финансовый успех на творчество не влияет. Тут у Криволапа есть три главных принципа: не гнаться за модой, не смешивать искусство с политикой и делать только то, во что веришь. Эту формулу художник вывел для себя еще в юности. Она оказалась формулой успеха.
Не в деньгах счастье
Картины Анатолия Криволапа регулярно ставят ценовые рекорды на западных аукционах, благодаря чему живописец является самым дорогим отечественным современным художником
Юлия Куприна, Фокус