День зависимости. Почему в Украине не сажают в тюрьмы наркоторговцев

В конце лета Украина получит шанс на либерализацию антинаркотического законодательства. Если Кабмин утвердит новые правила, в тюрьмы станут сажать наркодилеров, тогда как сейчас за решетку попадают наркоманы

Related video

В конференц-зале киевского отеля "Интерконтиненталь" собралась сотня экспертов по наркополитике из разных стран. Склонив голову, перед ними выступает экс-президент Польши Александр Квасьневский. "Я очень ошибался, и мои ошибки не должны повторяться нигде в мире", — тихим голосом произносит он. До этого бывший президент рассказывал о своей неудачной политике борьбы с наркоманией.

В 2000 году с подачи Квасьневского Польша настолько ужесточила законодательство, что за любое количество запрещенных веществ, найденных у человека, стали сажать на срок до трех лет. Спустя годы, признается экс-президент, стало ясно, что один из самых жестких антинаркотических экспериментов в Европе провалился: наркоторговцы процветают, уровень наркомании не снизился, зато тысячи молодых поляков побывали в тюрьме.

Молодо-зелено
В Украине подобные законы тоже суровы и неэффективны. Госслужба по контролю над наркотиками попыталась изменить ситуацию, еще в прошлом году, разработав новую, более либеральную стратегию в отношении запретных веществ. Согласно документу, сажать за хранение наркотиков для собственного употребления больше не будут.

Проблема более чем актуальна: согласно данным отчета Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Министерства здравоохранения, опыт употребления наркотических веществ имеют 25,4% украинских учеников и студентов старше 16 лет. Самые распространенные наркотики — марихуану или гашиш хотя бы раз в жизни попробовал каждый шестой молодой человек. Как правило, школьники пробуют марихуану из любопытства, причем среди опрошенных встречались и те, кто употреблял "травку" уже в возрасте 13 лет.

Тяжелее ситуация с инъекционными наркотиками: по оценкам Минздрава, число их потребителей составляет 278–387 тыс. человек, 62% из которых употребляют опиаты, а 16,9% — стимуляторы. И хотя опиаты пока занимают наибольшую долю, число потребителей стимуляторов увеличивается, отмечает главный нарколог Минздрава Анатолий Виевский.

Случаи злоупотребления властью среди милиционеров не единичны. В начале года за торговлю наркотиками был задержан начальник Полтавского УБНОН и трое его коллег. Всего на скамье подсудимых оказались 13 участников, причем, по данным прокуратуры Полтавской области, организатором группировки был именно начальник управления, который к своей деятельности привлек многих своих подчиненных.

Полтавские наркоторговцы в погонах были разоблачены Службой безопасности Украины. С этой целью в декабре 2012 года была сделана контрольная закупка на 400 тыс. грн. По подсчетам СБУ, за полгода деятельности денежный оборот преступной группы составил более 1 млн грн.

Милиционеры производили наркотики сами — в лаборатории дома у одного из соучастников. Всего с начала 2013 года против сотрудников УБНОН был возбуждено почти два десятка уголовных дел, а в прошлом году — более 30.

Избавиться от нечистых на руку сотрудников антинаркотического подразделения в руководстве МВД намерены с помощью переаттестации. Однако глава Госслужбы по контролю над наркотиками Владимир Тимошенко уверен: ни переаттестация, ни даже набор новых кадров в подразделения УБНОН принципиально ситуацию не изменят. "Вопрос не в лицах, не в порочности конкретных сотрудников, которых заменят кристально чистыми, — отмечает он. — Нужно изменить систему, чтобы она могла жестко пресекать попытки срастания с наркобизнесом". По словам Тимошенко, сейчас сотрудники УБНОН предоставлены сами себе и фактически являются монополистами в сфере борьбы с наркобизнесом. "Но с чем борешься, тем и заразишься. Нужно, чтобы существовали и другие структуры по борьбе с наркотиками", — говорит глава Госслужбы.

Лечить, нельзя сажать
Согласно проекту Национальной стратегии в отношении наркотиков число госструктур и негосударственных организаций, задействованных в борьбе с психоактивными веществами, действительно будет увеличено. "Противодействовать наркотикам нужно не только напрямую, но и косвенно — например, посредством образования. Именно поэтому стратегия включает и Министерство образования, и Министерство социальной политики — без них многие вопросы решить невозможно", — говорит Тимошенко.

Кроме того, по утверждению авторов, документ полностью изменит подход государства в этой сфере — от репрессивных методов к более гуманным и эффективным. "Основная идея состоит в том, что наркозависимых нужно лечить, а не сажать в тюрьму. Репрессии нужны, но в отношении наркобизнесменов", — поясняет Владимир Тимошенко. Сейчас крупные наркодилеры нередко уходят от ответственности, у них есть деньги, чтобы откупиться, кроме того, всю грязную работу делают распространители. Между тем, как отмечает Павел Скала, каждый десятый осужденный в Украине получил приговор исключительно за хранение наркотических веществ. Только в 2011 году за преступления, связанные с наркотиками, было осуждено почти 26 тыс. человек.

В июне проект Нацстратегии в отношении наркотиков был направлен в Кабмин. "И хотя все положенные сроки рассмотрения документа истекли, в повестку дня заседания правительства этот вопрос так и не попал", — говорит Тарас Ратушный, активист, выступающий за декриминализацию наркотиков. Он предполагает, что прогрессивный проект хотят "завалить" те, кто заинтересован в сохранении репрессивных законов. "Это прежде всего УБНОН и силовые структуры в целом. Они хотят сохранить еще на год-два действующее законодательство, потому что оно позволяет извлекать выгоду, например, путем вымогательства денег у наркозависимых", — утверждает активист.

У Владимира Тимошенко настрой более оптимистичный. "По нашей информации, 21 августа проект Национальной стратегии будет вынесен на заседание Кабинета министров. Надеюсь, наша инициатива будет поддержана", — говорит он. Если правительство утвердит проект Нацстратегии, она будет направлена президенту. Подпись Виктора Януковича под документом позволит избежать уголовного преследования из-за своей вредной привычки почти 15 тыс. украинцам ежегодно.

Виталий Атанасов, Фокус