Театр одной косы. Зачем хорватский режиссер поставил спектакль о Тимошенко
Постановка "Кто хочет убить Юлию Тимошенко?" не поражает британских зрителей драматичностью, зато дает им почувствовать себя осведомленными о проблемах демократии в Украине
Спокойный и уютный Эдинбург не узнать в августе, когда здесь начинается самый большой в мире фестиваль искусств The Fringe. Город испещрен афишами представлений на любой вкус: шоу голых поющих блондинок, постановка пластического театра о законах Ньютона, джаз-вечеринка для тех, кто младше десяти. Стилизованная под советский плакат красная афиша приглашает на постановку "Кто хочет убить Юлию Тимошенко?". С афиши смотрит лицо похожей на Тимошенко женщины с косой вокруг головы и мишенью на лбу. Образ "необыкновенно красивой" и "невероятно богатой", как любят повторять европейские СМИ, революционерки, страдающей в тюрьме, привлекает британцев. Для них это шоу — редкая возможность соприкоснуться с чудным и варварским миром малоизвестной Украины, а заодно просветиться насчет актуальных проблем демократии.
Спектаклю, который идет в столице Шотландии до 25 августа, случается в один день собрать полный зал (он небольшой — на 40 мест), в другой — довольствоваться дюжиной зрителей. Впрочем, зрительский интерес здесь не единственный критерий успеха. Шоу претендует на почетную награду общественной организации Amnesty International. Премию Freedom of Expression Award ежегодно присуждают выдающейся постановке, посвященной проблемам прав человека или свободе самовыражения. В прошлом году награду получила британская пьеса о психологических травмах и физических увечьях солдат, вернувшихся с войны.
В 2011 году ее разделили спектакль о детях на войне и постановка о проблемах рабства. В этот раз в длинном списке претендентов оказалось три шоу, связанных с постсоветскими странами. С историей о Тимошенко соперничают постановка о смертной казни в Беларуси и спектакль об убийстве российской журналистки Анны Политковской. Победителя объявят на фестивале в ближайшие дни.
Действие пьесы "Кто хочет убить Юлию Тимошенко?" разворачивается в камере заключения, где главную героиню содержат вместе с проституткой Линой, осужденной за убийство сутенера. Пьеса построена на диалоге двух персонажей. Тимошенко патетично рассказывает о любви к Украине и желании помочь ее народу; простачка Лина сомневается в том, что жизнь украинцев когда-нибудь изменится к лучшему, и отказывается верить политикам. Несмотря на разногласия, героини находят что-то общее — вспоминают детство, говорят о близких и читают по памяти "Алису в стране чудес". Постепенно Тимошенко начинает видеть в Лине сходство со своей дочерью и проникается к ней нежностью. Лина, которую всю жизнь унижали и использовали, как нетрудно догадаться, олицетворяет саму Украину.
Газовые соглашения, интриги политических конкурентов, обвинение в убийстве — все эти, казалось бы, ключевые моменты дела Тимошенко в пьесе упоминаются вскользь, зато такая спорная тема, как варварство и дикость украинцев, раздута. Лина охотно рассказывает сокамернице о братьях из ее родной деревни, застреливших друг друга, о женщине из Одессы, убившей собственного ребенка, о садистских наклонностях своих любовников. Легкость, с которой говорит о жесткости и смерти эта девушка, дает зрителям понять, что такие жуткие случаи для многих украинцев — рутина.
Несмотря на то, что главная героиня имеет живой прототип, а персонаж проститутки вымышленный, Лина кажется более правдоподобной и вызывает сострадание. Именно в Лине, с ее безразличным отношением к власти, самоуничижением и воспоминаниями о частых побоях, можно увидеть настоящую украинскую девушку из-под Житомира, которой не повезло в жизни. Героиня Тимошенко, несмотря на старательную игру актрисы Инес Вурт, получилась экзальтированной наивной святошей, а не харизматичным изворотливым политиком, которым ее знают на родине. Видимо, образ сердобольной безгрешной женщины перекочевал в спектакль из двух агитационных фильмов о Тимошенко, которые хорватский режиссер Яков Седлар создал перед тем, как взялся за театральную постановку. Все факты, получившие отражение в пьесе, и почти все реплики героини Тимошенко присутствуют в документальных фильмах "Юлия" 2010 года и "Кто хочет убить Юлию Тимошенко?" 2012 года.
Правдоподобность образа Тимошенко пострадала еще и оттого, что американская актриса хорватского происхождения Инес Вурт никогда не была в Украине и не встречалась с прототипом своего персонажа. К роли она готовилась, просматривая выступления Тимошенко на YouTube. "Я посмотрела, наверное, все видео, где показывают Тимошенко, чтобы уловить ее мимику, манеру говорить, ее харизму", — рассказывает Инес. О том, что сейчас происходит с Юлией Владимировной, ей довелось узнать от дочери политика Евгении уже после премьеры.
Случайный украинец, оказавшись на спектакле в Эдинбурге, наверняка испытает чувство неловкости от неуклюжих попыток хорватских создателей постановки внести в нее украинский колорит. Например, предлагая сокамернице vareniki, Лина держит в руке булочки — конечно, никто из британцев подвоха не замечает. Большинство зрителей выходят из театра уверенными, что постановка аутентична.
Боб Гамильтон привел на спектакль всю семью и говорит, что для гостей фестиваля это уникальная возможность узнать, что такое настоящая Украина. "Эта страна очень плодородна, она богата пшеницей и сахаром, но со времен Сталина находится под постоянным гнетом", — заключает после шоу мистер Гамильтон. Театралка Сара Боун приехала на фестиваль из Ливерпуля — ее пьеса не впечатлила: "История Тимошенко ужасна, но, честно говоря, спектакль этого не передает. На мой взгляд, постановке не хватает драматичности". Похожее мнение сложилось у британских критиков, оценивших шоу на две-три звезды из пяти и назвавших его статичным, слишком сентиментальным и даже тупым. Скептичность критиков не смущает режиссера Якова Седлара. По его словам, после Великобритании пьесу покажут в США, Канаде и Хорватии. Привезти ее в Украину он намерен только тогда, когда Тимошенко окажется на свободе и сможет побывать на спектакле.
За правду
Победители Freedom of Expression Award за последние три года
2012 – "Два мира Чарли Ф", организация Bravo 22 и Королевский театр (Theatre Royal, Haymarket, Лондон). В драме о психологических травмах и физических увечьях британских солдат были задействованы юноши, побывавшие на войне и вернувшиеся домой инвалидами.
2011 – "Колесо", Национальный театр Шотландии, Эдинбург, а также "Проданные" в организации Quiconque, Лондон. Драма "Проданные" рассказывает истории нескольких жертв сексуального рабства.
2010 – Roadkill, Театр Traverse, Эдинбург. Спектакль о торговле людьми и проституции шел в обычной квартире спального района Эдинбурга, представление начиналось с автобусной поездки туда.
Надежда Шкарина, Фокус