The Washington Post не исключает, что поставщики оружия в Сирию использовали украинский порт
Порт Октябрьск в Николаевской области могли использовать как перевалочный пункт для поставок оружия властям Сирии, пишет The Washington Post со ссылкой на исследование неправительственной организации C4ADS.
Авторы исследования связывают некоторые крупные суда, заходившие в этот порт, с сетью бизнесменов и компаний, которые имеют отношение к членам правительств России и Украины.
Главная подозрение, на которое ссылаются авторы исследования, - это пробелы в данных транспондера (устройства для фиксации движения судна - ред.).
В частности, журналисты подозревают, что перевозками оружия в Сирию занималось судно Ocean Fortune.
Украинская судоходная компания Kaalbye Group, владеющей судном Ocean Fortune, признала в одном из своих писем, что один из ее судов Ocean Voyage плавало в Сирию в прошлом году, чтобы отвезти "груз двойного назначения", который был юридически разрешен международной Морской Организации. При этом в компании заявили, что больше ни одно из судов в сирийские порты не заходило.
Как пишет Тиждень со ссылкой на The Washington Post, порт Октябрьск является неизвестным для большинства по одной причине: "В течение почти всего времени своего существования Октябрьск был сверхсекретной военно-морской базой, ключевым звеном сети военных поставок для Советского Союза и его союзников во всем мире".
В частности, C4ADS ставит этот порт в центр мощной международной сети торговли оружием, связывающий Украину и Россию с клиентами во всем мире. В отчете говорится, что Октябрьск является исходной точкой для поставки оружия в десятки стран, среди которых Судан, Демократическая Республика Конго, Мьянма, Венесуэла, Китай, Ангола и Иран.
"Несмотря на то, что порт находится в Украине, на самом деле Октябрьск контролируется Россией. Портом руководит бывший русский морской капитан, а владеет бизнес-магнат с близкими связями в Кремле. Основные российские экспортеры оружия имеют свои офисы там", - пишет издание.
Авторы исследования называют украинские и российские судоходные и логистические компании "Одесской сетью". Ключевым игроком сети, согласно информации C4ADS, является выше упомянутая компания Kaalbye Group.
"Старшие менеджеры компании связаны с высокопоставленными чиновниками российского и украинского правительств, а также оборонных ведомств, что подтверждается на сайте компании и в некоторых публикациях. Один из соучредителей, Игорь Урбанский, был замминистра транспорта в Украине. Другой соучредитель, Борис Коган, является членом правления РТ-Логистика, дочерней компании крупного Рособоронэкспорта. Сам консорциум возглавляет Сергей Чемезов, близкий соратник Путина", - пишет американское издание.
База данных транспондера, собранная C4ADS, обнаружила, что Октябрьск был самым популярным местом прибытия судов, находившихся в территориальных водах Сирии. Несколько сирийских грузовых судов сделали больше десяти рейсов между Октябрьском и одним из трех главных сирийских портов в январе 2012 и середине 2013 года, по данным аналитиков. Что именно перевозили судна, пока неизвестно, пишет издание.
По информации C4ADS, семь крупных судов компании Kaalbye перевозил грузы из порта Октябрьск в течение последних 18 месяцев, а дальше, как в случае с Ocean Fortune, исчезали как минимум из трех баз данных, записывающих транспондеры для международного судоходства.
***
Октябрьск - специализированный морской порт. Расположен в северной части Днепро-Бугского лимана и отдален на 16 миль от Черного моря. Специализируется на вывозе вооружений и боеприпасов. Сейчас является одним из самых современных портов в Украине. Открыт для захода иностранных судов.
По материалам Тиждень