Только спокойствие: в Украине стали больше употреблять снотворное и антидепрессанты

Украинцы спасаются от стресса с помощью таблеток: в стране стали больше употреблять снотворное и антидепрессанты

Симпатичная аптекарша Дарья делает круглые глаза:

– Прошлой зимой перед Рождеством все как с ума посходили. "Ново-пассит" и "Персен" покупали пачками, – рассказывает девушка, перебравшаяся в Киев из Лисичанска два года назад.

Теперь она, по собственному выражению, познает тут "столичную правду жизни".

– Бывало, стоит очередь из пяти человек, – продолжает провизорша, – все молодые, и все за успокоительными. Как-то один парень, постоянный клиент, – живет, наверное, где-то недалеко – предложил даже общество депрессивных неврастеников создать и потом всем вместе поджечь себя на президентских выборах. Он вначале успокоительное "Магний-В6" по 50 гривен за упаковку брал, а потом на более сильное средство перешел – "Гелариум-гиперикум" по 25 грн. (растительный антидепрессант, отпускается без рецепта. – Фокус).

Потребление модных пилюль в стране растет. По информации фармацевтической маркетинговой группы "Бизнес-Кредит", в 2005-м украинцы за снотворные средства заплатили $25,5 млн., за антидепрессанты – более $4 млн.

А в 2007 г. суммы выросли до $42 млн. и $8 млн. соответственно. Конечно, нужно учитывать инфляцию, но, даже беря ее во внимание, эксперты уверяют: принимать успокоительные медикаменты мы стали гораздо чаще.

Снотворные и успокоительные таблетки можно купить в любой аптеке, почти всегда без рецепта, заплатив за упаковку от 3 до 60 грн. Антидепрессанты, за исключением растительных, продаются только по рецепту: отечественные стоят 20–30 грн. за упаковку, импортные – от 50 до 350 грн.

Взять в руки и проглотить
Увлечению успокоительным способствует интенсивная реклама, обещающая неврастенику, что после поглощения энного количества пилюль он станет свежим, как медицинская кушетка. Вариантов быстро "взять себя в руки" у современного человека вагон и тележка с прицепом: на украинском рынке более сотни названий одних только успокоительных. Фактически в каждой аптеке вам порекомендуют как минимум несколько средств "от нервов". Одни лекарства, такие как валерьянка или "Магний-В6", просто успокаивают, другие – нормализуют сон и снимают психоэмоциональное напряжение ("Фитосед", "Ново-пассит", "Персен"), третьи, вроде "Гелариума-гиперикума", в придачу к вышеозначенным эффектам еще и настроение поднимают.

– Когда попробовала "Персен", мне как будто шампанское в голову ударило, и я сразу так успокоилась, – мечтательно закатывает глаза киевский флорист Елена Д. – Валерьянка на меня особо не действует, очень уж слабенько. "Магний–В6" я при беременности пила – очень помогает, но действует медленно. Сейчас по совету своего доктора я перешла на "Глицин".

Популярный "Глицин" вообще-то к разряду успокоительных не относится, а считается регулятором мозговой деятельности. В сущности, это простейшая аминокислота, которая у нас иногда назначается для снятия тревоги и улучшения памяти. Дело в том, что действующее вещество "Глицина" и так постоянно вырабатывается в организме. И почему употребленные внутрь таблетки должны принципиально изменить ситуацию – непонятно. Фармацевты говорят, что этот препарат подходит больше не для фармакологического успокоения, а для психотерапевтического.

– Я стал принимать таблетки, когда у меня проблемы в жизни возникли. С матерью было плохо, отец болел, потом жена рожала – все на нервах, – рассказывает киевлянин Николай Тимошенко. – Разное пробовал. "Ново-пассит", барбовал. Корвалола как-то употребил бутылочку – все равно что стакан водки выпил. С медпрепаратами никогда нельзя перебарщивать: один-два месяца – и перерыв на месяц. Иначе психологическая зависимость от них гарантирована.

Маленькие помощники мамы
В середине 50-х в Америке изобрели первые антидепрессанты. В свое время английская группа Rolling Stones даже посвятила пилюлям, моделирующим настроение, один из хитов – Mother"s little helper ("Маленький помощник мамы"). Самые популярные антидепрессанты в мире (и в Украине в том числе) – это "Прозак", "Золофт", "Паксил". Американцы глотают тонны таких средств. Украинские психиатры в большинстве своем относятся к антидепрессантам настороженно и стараются лечить ими только серьезные заболевания, например, маниакально-депрессивный психоз.

Как объяснил фармацевт Владислав Рыбников, антидепрессанты корректируют работу головного мозга. Как известно, он состоит из нервных клеток – нейронов. Непосредственно друг с другом они не соприкасаются – между ними находится так называемая синаптическая щель, или синапс. Передачу информации от одного нейрона к другому и перенос ее через синапс выполняет химический посредник – медиатор. При депрессии в мозге снижается концентрация некоторых медиаторов. Непосредственно к депрессии имеют отношение три медиатора – норадреналин, серотонин и дофамин. И антидепрессанты регулируют их концентрацию.

Сейчас при лечении депрессии используют преимущественно так называемый поздний класс антидепрессантов с меньшим количеством побочных эффектов. Почти каждый год на фармацевтическом рынке появляется новый антидепрессант.

Бывшая киевлянка Инна Л. стала принимать антидепрессанты после того, как несколько лет назад переехала в Чикаго.

– Таблетки полезны только в комплексе с психотерапией, – говорит она. Во время сеансов они помогают мне справляться с воспоминаниями, которые в обычном состоянии для меня очень болезненны.

Остальное побоку
На сегодняшний день один из самых модных препаратов в США – "Эффексор XR", он же – "Венлафаксин". В Украине этот препарат продается под названием "Велаксин". Как и у других антидепрессантов, у него есть масса побочных действий. Прекращение приема вызывает самый тяжелый из всех препаратов этой группы синдром отмены, риск суицида при этом возрастает в 2–3 раза. После того как в 2001 г. принимавшая это средство женщина утопила своих пятерых детей, компания-производитель "Венлафаксина" поместила в список возможных редких побочных явлений, связанных с его приемом, пункт "человекоубийственные порывы" – где-то на 30-й странице инструкции.

"Побочки", как их называют знающие потребители, бывают разные. Иногда сидящий на антидепрессантах напоминает если не в инвалида, то довольно потрепанного жизнью человека. "Пиразидол" – дереализация (изменение восприятия), "Амитриптилин" – задержка мочеиспускания. "Негрустин" помог, но при снижении дозы перестал действовать. "Паксил" – все было супер, пока не возникла аноргазмия (отсутствие оргазма), до сих пор не прошло". Это то, что испытал безработный Вадим Л., который к своим тридцати стал настоящим докой по части антидепрессантов.

– Антидепрессанты одно лечат, другое калечат: они, конечно, на время помогают психике, но не способствуют укреплению организма, – говорит кандидат медицинских наук, психиатр Алексей Шевцов. – Лично я очень осторожен с медпрепаратами, потому что абсолютно любые таблетки – неважно, психотропные или от головной боли – нарушают обмен веществ в организме. Если речь идет о невротической депрессии, которая сейчас очень распространена и в мире, и у нас, то ее причиной является стресс, который получают люди в общении друг с другом. В этом случае для лечения следует применять только психотерапевтические методы.