Дать по лапе. Как бороться с коррумпированными чиновниками

Может ли обычный украинец противостоять коррупции самостоятельно

Недовольство уровнем коррупции в стране стремительно растет. По данным исследования Global Corruption Barometer, 80% украинцев считают неэффективной борьбу государства с этой проблемой. Более того, 68% готовы протестовать, каждый третий даже согласен выйти на улицу. Но в конкретных случаях, когда дело касается лично их, 74% ничего не предпринимают. Остальные, как правило, противостоят неактивно. Историй, подобных разбирательству Дмитрия Грипаса, единицы. Разумеется, тому есть объективные объяснения — изменить систему в одиночку невозможно. Но это далеко не главное оправдание для украинцев.

Себе дешевле
По данным Global Corruption Barometer, можно сделать вывод, что большинство (67%) людей, дающих взятки, делают это добровольно или ради собственной выгоды — в знак благодарности, пытаясь ускорить предоставление услуги, удешевить ее. Очевидно, что эти люди не просто отказываются бороться с коррупцией, а даже огорчатся, если она исчезнет. 67% — огромная цифра, и она лишний раз подтверждает: проблема не в какой-то эфемерной системе, а в людях, которые ее создают, в том числе дающих взятки.

Те же, кого вынуждают к коррупции, тоже подыгрывают большинству — отказываются давать взятку лишь 53%. Почему? Алексей Хмара, исполнительный директор украинского филиала организации Transparency International, которая проводила опрос Global Corruption Barometer, не удивляется: "Согласно исследованиям, украинцы — одна из самых циничных наций в мире. Коррупцию и многие другие негативные явления мы воспринимаем как нечто будничное. В развитых европейских странах такие ситуации — исключение, поэтому и общество реагирует остро". Люди не отдают себе отчет, что становятся соучастниками преступления — помогают системе, которую так ненавидят, жить и развиваться, поглощая других. "Мы слишком разные, нас ничто особо не объединяет, поэтому социальная ответственность, социальные связи разрушены, — объясняет Алексей. — Это проявляется везде, и отношение к коррупции не исключение — она не нравится всем, но у каждого вдруг возникают особые условия, оправдания, если дело касается его".

Учи матчасть
Как же бороться с коррупцией самостоятельно? Интересно, что опытные юристы скептически относятся к энтузиазму Дмитрия. "Взятки потому и существуют, что они выгодны. Пытаясь бороться с ними по закону, вы точно потратите больше денег, времени и нервов", — предупреждает юрист Татьяна Монтян. Она считает, что стараться изменить систему в одиночку бессмысленно. Ведь жаловаться приходится в еще более коррумпированные инстанции, по мнению самих же украинцев, —
правоохранительные и судебные органы. "Взяточников обычно крышуют. Но даже если удастся посадить чиновника, на его место придет другой. Это как бороться с прыщом на гангренозной ноге, — говорит Монтян. — Я бы за такое дело не взялась. Нужны совершенно другие методы, на законодательном уровне, чем я и занимаюсь". Известный правозащитник Евгений Захаров соглашается с коллегой: "Ничего, кроме избирательного наказания, добиться таким образом невозможно". Впрочем, если другого выхода нет, пойти законным путем несложно — достаточно подать заявление в прокуратуру, желательно с видео- или аудиозаписью, подтверждающей вымогательство, получить меченые купюры и поучаствовать в задержании. По крайней мере, есть шанс отпугнуть взяточников связываться с вами в будущем.

Куда более эффективный метод, считают юристы и эксперты, — знать свои права и просто не давать на лапу. В большинстве случаев чиновники требуют взятку за услуги, которые они обязаны предоставлять, или запугивают, выдумывая нарушения. Неграмотность украинцев приводит к тому, что мы платим за воздух. Лишить коррупцию дохода — главное оружие. Показательным примером специалисты считают борьбу водителей с недобросовестными гаишниками, которая за последние годы превратилась в массовую. Вооружившись знаниями, автомобилисты требуют от инспекторов действовать строго в рамках закона. Срабатывает практически в 100% случаев. "Терпеть не могу, когда останавливают без причины, — жалуется столичный водитель Игорь Самолюк. — Более того, постоянно выдумывают нарушение — как правило, непристегнутый ремень. И докажи им потом, что ты отстегнулся, когда остановился. Достало так, что купил видеорегистратор, прочитал Закон "О милиции", вожу с собой Административный кодекс и ПДД. Как только они видят, что водитель разбирается в своих правах, сразу становятся адекватными". Игорь добавляет, что такой метод дисциплинирует и его — если от других требуешь соблюдения законов, то и сам обязан не нарушать.

Впрочем, иногда сопротивляться коррупции невозможно — опасно для здоровья или жизни. В больнице или роддоме, к примеру, не рискует практически никто. "За год работы нам поступил только один сигнал из медучреждений, и то — не хотели выписывать какую-то справку без взятки", — подтверждает Кирилл Есин, менеджер интернет-проекта Сorruptua.org, где каждый желающий может сообщить о коррупционном случае. Это еще один способ борьбы — протестный. Эксперты называют его скорее вдохновляющим, нежели практичным. Цель — максимально публично заявлять о коррупции (в СМИ, соцсетях и т. д.), организовывать хотя бы небольшие протестные акции, если дело касается многих. Это возможность не только добиться справедливости, а и донести окружающим, что коррупция неприемлема и надо хотя бы пытаться ей противостоять. "Мы собираем и обрабатываем информацию, рассказываем о конкретных случаях и проводим собственные расследования, если ситуация достаточно резонансная. А также консультируем людей, которые обращаются за помощью", — рассказывает Кирилл Есин. Журналисты Сorruptua.org сделали уже семь материалов, пытаясь привлечь внимание властей. И периодически добиваются своего. К примеру, после расследования и нескольких запросов в госорганы удалось заставить чиновников помочь людям из села Винницкие Хутора, которых оставили без земли при переоформлении коллективной собственности в частную. В Сorruptua.org говорят, что жители маленьких городов и сел обращаются к ним за помощью гораздо чаще, чем люди из крупных населенных центров — каждый день принимают по нескольку звонков. Они в отчаянии — мелкая коррупция, особенно в земельных вопросах, встречается здесь на каждом шагу. "Люди не только и не столько хотят справедливости, сколько не могут себе позволить так жить — им уже не хватает денег постоянно платить", — говорит Есин. Рано или поздно их терпение закончится, и они возьмутся решать проблему самостоятельно. Но уже без адвокатов, заявлений и жалоб.

Черный список
4 сентября Минюст принял решение открыть доступ к Единому государственному реестру лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Информацию можно будет найти на официальном сайте министерства minjust.gov.ua
Сергей Болотников, Фокус