Спорные территории: крадущийся дракон, затаившийся медведь
Россия, ревностно относящаяся к каждому метру своей территории, передала Китаю спорные острова на Амуре – Тарабаров и половину Большого Уссурийского. Для соседей РФ это может стать прецедентом
Остров Тарабаров отныне будет называться Иньлундао (Серебряный Дракон), а западную часть Большого Уссурийского на картах обозначат как Хэйсяцзыдао (Черный Медведь). На Уссурийском еще недавно располагался военный укрепрайон. Но после подписания соглашения военных с острова вывели. Тарабаров особо освоить так и не успели. А вот протока Казакевича, отделяющая территорию КНР от островов, то и дело становилась безмолвным участником тихой войны: китайцы проводили тут искусственные ирригационные работы, чтобы соединить острова со своей территорией. Россияне со своей стороны углубляли дно и укрепляли берег. Теперь этот речной бой окончен – протока официально передана КНР. Так что амурский лосось отныне будет нереститься в Китае.
– Наш губернатор (губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. – Фокус) много лет бился за то, чтобы эти острова остались в крае, – рассказывает журналист газеты "Приамурские ведомости" Юлия Терентьева. – Для него состоявшееся подписание об окончательной передаче островов как нож в сердце.
Для местных властей решение Москвы и в самом деле стало откровением. Губернатор Виктор Ишаев фактически выстраивал на проблеме спорных территорий свою предвыборную кампанию. Согласно генеральному плану развития Хабаровска острова должны были стать территорией города, а к Большому Уссурийскому даже подвели понтонный мост. Хабаровчане активно брали тут дачные участки. Поначалу эта программа вполне отвечала генеральной линии партии, и полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский не раз высказывался за сохранение "хабаровских Курил" в составе РФ.
Курс на восток
Однако у большой политики свои законы. И на смену принципу территориальной целостности вскоре пришла другая установка – дружить с восточным соседом. Чиновники, пожимавшие друг другу руки на церемонии передачи территорий, оптимистично заявили, что "пограничный вопрос, доставшийся обеим сторонам в качестве исторического наследия, получил окончательное и полное разрешение". Но помимо красивых слов тут есть и экономическая выгода – дальнейшая дружба предполагает строительство трубопровода "Алтай", по которому из Западной Сибири в Китай пустят газ.
Авторство "дипломатического прорыва" приписывают Путину. Именно его визит в Китай в 2004 г. закончился подписанием российско-китайского плана действий на 2005–2008 гг., в числе которых и передача островов КНР.
В Хабаровске молодые активисты из организации со странным названием "Начальная боевая подготовка" по-своему отреагировали на решение Кремля: они расклеили у здания визового отдела представительства Китая листовки, в которых объявили подписание соглашения незаконным. "Острова принадлежат народу, а не Путину", – было написано в листовках. Недовольные ссылались на Айгунский договор 1858 года, согласно которому левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. К счастью для молодых радикалов власть их призыв так и не услышала.
– Московские власти, не удосужившись прислушаться к мнению местных властей, в угоду дипломатическим хитростям пошли на такой шаг, – говорит Юлия Терентьева. – Представьте, что вы стоите на Владимирской горке и смотрите в сторону Гидропарка. Так вот, Гидропарк – это и есть Большой Уссурийский остров. Так что мы фактически отдаем часть своего города.
Пока велись переговоры, китайская сторона обещала, что на территориях, площадь которых составляет более 300 кв. км, будет создана специальная экономическая зона, построен торговый комплекс. Но как именно будет реализован план, пока неясно. Наверняка можно говорить только об одном: сажать капусту на дачах хабаровчан китайцы не будут. Самая освоенная часть острова остается у РФ. Граница теперь пройдет неподалеку от православного храма, построенного на острове. Путин в свою бытность президентом по этому поводу пошутил, посоветовав обращать китайцев в православие.
Захотят ли китайцы менять веру – покажет время. Но пока чиновники Поднебесной тщательно скрывают свои дальнейшие планы. По словам местной журналистки, китайская сторона была категорически против присутствия на церемонии российских СМИ. Руководству края ничего не оставалось, как дипломатично отмолчаться.
– У нас прошла негласная установка по краю – ничего об этом не писать. И наше правительство журналистов тоже не приглашало, – признается Юлия Терентьева.
Рабсила по дешевке
Местное население и в самом деле не особо информировано о последних событиях.
– Я ничего не слышала о передаче островов, – рассказывает Фокусу Татьяна, работающая в Русском ресторане Хабаровска. – Но тот факт, что в крае и без того много китайцев, меня очень беспокоит. Они готовы работать за копейки, при этом многие русские сидят без работы. Выходит, китайцы отбирают у наших рабочие места. Хотя, будь я предпринимателем, наверное, смотрела бы на эту ситуацию по-другому.
Проблема китайских мигрантов на Дальнем Востоке не нова. Десятилетиями непритязательные граждане Поднебесной всеми правдами и неправдами пробираются в Россию, чтобы устроиться на местные рынки, стройки, лесозаготовку. Несмотря на дефицит в крае рабочей силы, квота на количество иностранных рук ограничена – всего несколько тысяч в год. Кроме того работодателей обязали платить определенную сумму за каждого иностранного рабочего.
Сколько китайцев на Дальнем Востоке, не возьмется сказать никто. По некоторым данным, это сотни и сотни тысяч. Местные жители частенько сравнивают китайцев с мексиканцами: готовые жить на птичьих правах, работать за копейки, постоянно терпеть наезды милиции, они ни в какую не хотят возвращаться на родину.
– Китайцев у нас много, а в последнее время стали появляться корейцы, и из Средней Азии приезжают, – рассказывает Юлия Терентьева. – На Дальнем Востоке экономистов и юристов хоть пруд пруди, а вот рабочих рук нет. На стройке работать некому. Не так давно я общалась с китайскими рабочими, которые строят 16-этажный дом в центре. Я спросила, сколько им платят. Оказалось, 4 тысячи руб. в месяц (около 800 гривен. – Фокус). Это не деньги для русского.
Средняя зарплата россиянина в крае – 10–18 тысяч рублей, при этом цены на продукты растут каждый день. На вопрос о том, как китайцы выживают при такой зарплате, Терентьева отвечает:
– Лапша! Доширак.
Она вспоминает, как, работая когда-то в строительной фирме, сталкивалась с проблемой выбора: взять на работу соотечественника или китайского гастарбайтера.
– Мы как-то в деревне ремонтировали один объект, – рассказывает журналистка. – Привезли четырех квалифицированных рабочих из Хабаровска, но им нужны были помощники. Кинули клич по деревне, ведь деревенские нигде не работают. Железнодорожная станция – единственное место, где можно пристроиться. Остальные болтаются без дела. Взяли четырех человек. На следующий день на работу не вышли трое,– на те копейки, которые мы дали авансом, они упились в стельку! В итоге мы наняли корейцев. И проблем с ними не было. Конечно, это стоило нам дешевле.
Дешевая рабсила помогает экономить предпринимателям края. А простым гражданам удается экономить на китайских рынках – продуктовых и вещевых.
– Я часто хожу на вещевой рынок к китайцам, – рассказывает Фокусу хабаровча-нин Сергей Кочетков. – Товар у них не очень качественный, но что делать, заработки у нас невысокие.
Кочетков тоже не особо следит за новостями в крае, но, услышав о передаче островов, осторожно заявляет:
– Это не совсем хорошо. Вроде как наша территория была, а тут отдали.
Прецедент "хабаровских Курил" станет неплохим аргументом для многих соседей РФ. И их территориальные притязания теперь зазвучат настойчивее. Япония снова поднимет вопрос о четырех островах Курильской гряды, Финляндия напомнит о Карелии и Карельском перешейке. Тайвань и Монголия – о части территории Тывы и Бурятии. А стоит только начаться спору о полярных территориях, и в конфликт будут втянуты как минимум восемь держав.
Впрочем, у медали есть и обратная сторона. Это территориальные претензии самой России. И тогда на повестке дня появятся шельфы в Охотском и Беринговом морях, остров Тузла и Крым.
Спорные территории России1. Курильские острова
Были аннексированы СССР в конце Второй мировой войны. Япония претендует на о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Северные территории).