Асоциальная сеть. Какие новинки нельзя увидеть в украинском кинопрокате
Фокус подобрал коллекцию лучших новинок кино, которые остаются за бортом украинского проката
Связи нет (Disconnect)
Режиссер: Генри Алекс Рубин
В ролях: Джейсон Бейтман ("Хочу как ты", "Несносные боссы"), Александр Скарсгорд ("Меланхолия", сериал "Настоящая кровь"), Хоуп Дэвис ("О Шмидте")
Драма, 115 мин., США, 2013
Сюжет. Девушка-телерепортер берет интервью у юноши, который приторговывает собой в эротическом видеочате. Двое школьников с помощью фиктивного аккаунта в соцсети получают интимное фото одного из своих ровесников и тиражируют его среди одноклассников. Молодая пара становится жертвой интернет-грабителя, который вычищает их банковские карточки. Пути всех этих людей так или иначе пересекутся между собой, и офлайновая реальность потребует от них логинов и паролей с такой же невозмутимостью, как и виртуальная.
Зачем смотреть. Печали и радости интернет-жизни — благодатная почва для кинематографа. Режиссер Генри Алекс Рубин, дебютант в игровом кино, помещает эту тему в универсальный каркас: героев много, все они в равной степени главные, и все друг с другом связаны. По такой формуле снималось немало выдающихся картин — от "Дня полнолуния" Карена Шахназарова до "Суки-любви" Алехандро Иньярриту и "Столкновения" Пола Хаггиса. Лучшей схемы для сюжета, где двигателем является повседневность соцсетей, и не сыщешь: персонажи, между которыми тянутся замысловатые цепочки связей, являются по сути теми же френдами.
"Связи нет" — фильм о том, как сетевые забавы могут легко обернуться вопросами жизни и смерти. Как один безмозглый перепост может отправить человека в петлю. Как мелкая афера с электронными счетами способна рушить чужие судьбы по принципу падающего домино. Лента Рубина отличается безумной плотностью материала — сюжетный расклад здесь меняется со скоростью отправленного интернет-сообщения, а от обилия весомых деталей рябит в глазах. Одним-двумя штрихами сюда вписано множество контекстов — от войны в Ираке и постмодернистского романа "Белый шум" до творчества группы Sigur Ros и полотен Иеронима Босха.
По накалу и атмосфере "Связи нет" похож на "Реквием по мечте", с той лишь разницей, что пространство здесь накачано не героином, а мегапикселями и мегабайтами. И как к "Реквиему", так и к фильму Рубина не клеится ярлык морализаторства и агитации. Это кино не о том, что интернет — абсолютное зло, а о том, что виртуальная сфера — такая же территория ответственности. О том, что, обновляя статус, оставляя комментарий, расшаривая фото или включая веб-камеру, не помешает так же семь раз отмерить, как и при общении в реале. Потому как плевать на возможные последствия — все равно что жечь бенгальские огни рядом с пороховой бочкой.
Режиссер: Дидерик ван Ройен (сериал "Пеноза")
В ролях: Анжела Шийф, Федя ван Хейт, Дерек де Линт
Криминальный триллер, 114 мин., Голландия, 2013
Сюжет. Молодой матери-одиночке не позавидуешь. Сначала она узнает от врачей, что у ее сына явные симптомы аутизма, а потом открывает семейную тайну — в психиатрической клинике много лет томится ее брат, о существовании которого она не знала. Эти новости вовсе не вгоняют героиню в ступор, а заставляют действовать. Ее старания не пропадают даром: копаясь в биографиях родственников, она найдет много ценного о себе самой.
Зачем смотреть. "Дневной свет" — из тех первоклассных европейских фильмов, которые так любит адаптировать Голливуд. Свежесть и динамика в сюжете, бесподобная и тонкая игра малоизвестных актеров, удачное равновесие между экшеном и созерцательностью. Кроме того, эта история семейного расследования является классическим примером кино "два в одном": если первый час она разворачивается как чистокровная драма, то второй — как полноценный триллер с четким уголовным акцентом. Благодаря этому авторам удалось убить двух зайцев сразу: с одной стороны, "Дневной свет" явно рифмуется с "Человеком дождя", с другой — он решительно напрашивается встать на полку рядом с "Девушкой с татуировкой дракона".
Режиссер: Зал Батманглидж ("Звук моего голоса")
В ролях: Брит Марлинг ("Другая Земля"), Эллен Пейдж ("Джуно", "Начало"), Патриша Кларксон ("Остров проклятых"), Александр Скарсгорд ("Соломенные псы")
Психологический триллер, 116 мин., США, 2013
Сюжет. Сара Мосс, агент по борьбе с экологическим терроризмом, внедряется в одну из группировок, которые дают прикурить промышленным концернам. Экотеррористы — существа специфические: питаются из мусорных баков, живут, как пещерные люди. Однако Сара не просто привыкает к их режиму быта, но и понемногу начинает проникаться идеями борцов за чистоту водоемов. Теперь ей приходится быть своей среди чужих по обе стороны баррикад.
Зачем смотреть. В силу особенностей материала "Восток" мог стать лобовым экологическим манифестом, но, к счастью, этого не случилось. Ложь и беспредел больших корпораций — лишь верхний слой фильма. На глубине здесь залегают вопросы посложнее: как и почему люди вырастают в маргиналов, оправдывает ли благородная цель любые средства, где граница между личным самоутверждением и работой на общее дело. И неожиданный финал "Востока" убеждает в том, что любому экстремизму может быть не менее эффективной альтернативой мудрость.
Режиссер: Дэвид М. Розенталь ("Дэнни Джонс")
В ролях: Сэм Рокуэлл ("Семь психопатов"), Джеффри Райт ("Сломанные цветы"), Келли Райли ("Шерлок Холмс: Игра теней")
Психологическая драма, 116 мин., США, 2013
Сюжет. Гоняясь по лесу с ружьем за косулей, Джон Мун случайно убивает человека. Спрятав тело в надежном, как ему казалось, месте, он однажды обнаруживает, что жертва бесследно исчезла. Со временем Джон убеждается, что сам стал мишенью того, кто знает о совершенном им преступлении. Сказать, что теперь его жизнь стала другой, означает не сказать ничего.
Зачем смотреть. Нет сомнений: авторы "Единственного выстрела" внимательно читали "Преступление и наказание" Достоевского. То, что Джон, в отличие от Раскольникова, стал убийцей не по умыслу, а по стечению обстоятельств, не суть важно. Главное, что он не способен жить так, будто ничего не случилось: внешняя угроза быть раскрытым органично сочетается в Муне с его внутренними кошмарами и постоянно нарастающей паранойей. Наблюдение за этим процессом требует от зрителя умения держать удар по психике, зато на выходе остается привкус такого же свойства, как и после общения с хорошей литературой. Ко всему прочему это кино является очередным подтверждением того, что Сэм Рокуэлл — один из самых талантливых из не самых известных голливудских актеров.
Игорь Панасов, Фокус