Книги в облаках. Где теперь модно читать

Крупнейший в мире онлайн-архив книг Scribd готовит революцию на издательском рынке, планируя потеснить таких гигантов, как Amazon, Google и Apple. С октября книголюбы могут не покупать книги, а получить неограниченный доступ к облачной библиотеке за $9 в месяц

Самый активный подписчик Scribd живет в американском городке Уичито, штат Канзас. Каждую неделю он прочитывает 14 книг, проводя онлайн по 45 часов. Вместе с ним веб-сайт книжного клуба ежемесячно посещают еще 80 млн человек из более чем 100 стран. В коллекции ресурса — миллиарды страниц цифровых документов, художественная, научная литература, а также юридические документы и презентации. В компании хотят перекроить издательский бизнес и отобрать читателей у Amazon, Google и Apple. Пока растущие продажи электронных книг от этих интернет-гигантов серьезно били по традиционным издательствам. Но теперь книгопечатники получили шанс отыграться.

Ставка $1 млрд
В начале октября Scribd подписал контракт с одним из пяти крупнейших американских издательств — HarperCollins, публиковавшим такие бестселлеры, как "Властелин колец", "Хроники Нарнии", "Алхимик", цикл книг в жанре фэнтези "Песнь Льда и Пламени" и т. д. Теперь за абонентскую плату $8,99 в месяц читатели получат доступ к книгам, которые вышли до июля 2012 года. Система лайков и рекомендаций для друзей дает возможность получать дополнительное бесплатное время на сайте. В компании считают, что ежегодный доход от подписки на Scribd может вырасти до $1 млрд, если крупнейшие западные издательства, такие как Macmillan, Penguin Random House, Hachette и Simon & Schuster, заключат со Scribd контракт и согласятся сдать в аренду свои книжные коллекции.

Основатель платформы Scribd Трип Адлер — бывший сокурсник Марка Цукерберга. Как и отец Facebook, он готов играть по-крупному. Соглашение с HarperCollins, считает Адлер, предложит издательствам новую бизнес-модель в сфере электронных книжных продаж. Эта стратегия уже не новость в сфере видео- и музыкального контента. Самый успешный пример — Netflix, предоставляющий доступ к видео в режиме онлайн. На платформе можно просматривать фильмы и ТВ-шоу, сервис стоит $8 в месяц, пользуются услугой более 37 млн подписчиков. Подобные предложения существуют и для музыкального контента. Самые популярные — это Pandora Media Inc. и Spotify.

В Scribd в начале года уже протестировали услугу подписки с несколькими небольшими издательствами. Каждый месяц аудитория платформы увеличивалась на 60%. Отчисления авторам и издательствам насчитываются в зависимости от количества прочтений каждого произведения. В HarperCollins не сомневаются, что сделка принесет им немалую выгоду. "Я чувствую, что мы заходим на пока неизвестную территорию, но ведь как раз в этом суть инноваций и самого процесса чтения", — заявил глава издательства Брайан Мюррей.

Кроме Scribd, такие сервисы предлагает стартап Oyster, в коллекции которого более 100 000 книг, и eReatah со скромными 80 000 произведений. Правда, число их подписчиков существенно уступает Scribd. Цена услуги выше — $10 и $17–34 (в зависимости от количества прочитанных произведений) соответственно. У компании Amazon есть опция Amazon Prime. Право бесплатно читать одну книгу в месяц и смотреть сериалы подписчики получают за абонплату $79 в год. Правда, если книга не понравилась, ждать новой попытки придется до следующего месяца. В случае со Scribd читательскую промашку легко исправить: достаточно просто взять из облака очередной роман.

Большинство издательств пока не спешат сдавать свои коллекции в аренду из опасения, что вырученные деньги не покроют убытков от падения продаж бумажных книг. С другой стороны, популярность электронных книг и планшетов заставляет искать новые способы заработка на рынке, где доля бумажной литературы сокращается. В 2012 году, к примеру, Amazon на каждые купленные 100 бумажных книг продавал 114 электронных. А на недавно закрывшейся Франкфуртской книжной ярмарке вице-президент компании Расс Грандинетти заявил, что к следующему году, по их прогнозам, уже более половины всех книг в США будут куплены онлайн. Значит, доля электронных изданий также продолжит расти.

Обкатать и протестировать
Пока издательства размышляют, как удержаться на плаву в реальном и виртуальном мире, многие писатели действуют решительнее. Для них онлайн-библиотеки — самый короткий путь к читателю в обход литературных агентов и издательств.

Американская писательница Ингрид Рикс считает сервисы, подобные Scribd, бесценными, поскольку они помогают заявить о себе. Рикс рассказывает историю публикации своей первой книги — мемуаров "Мальчик-хиппи", ставшей бестселлером по версии New York Times. Когда книга была написана, Ингрид нашла литературного агента, и он посоветовал ей начать с создания авторской платформы в интернете.

Еще один американский автор, Дуглас Клегг, работающий в жанрах психологического триллера, ужасов и фэнтези, одним из первых стал продвигать свои электронные книги в интернете. Самые известные триллеры Клегга, которые выходили и на русском языке, — "За час до темноты" и "Ночь призраков". Писатель опробовал Scribd практически сразу после его появления. "Я использовал его и для развлечения, и для продвижения своих книг, — рассказывает Клегг Фокусу. — Выкладывал
отрывки из своих новелл, а также специальные бесплатные электронные книги, к примеру, "Самый грустный маленький зомби".

Пока Клегг не ставит перед собой задачу зарабатывать на Scribd, главный источник доходов от интернет-продаж ему приносят такие ресурсы, как Amazon, BarnesandNoble.com, Kobo.com,
iTunes" iBookstore и Smashwords.com. Но в будущем все может измениться, уверен автор.

Без отрыва от интернета
Американка Эми пользовалась Scribd некоторое время, потому что в архиве можно было найти и бесплатные книги. Но затем контент перестал ее устраивать. "Недавно снова зарегистрировалась, попробовала месяц бесплатного пользования, но вижу, что среди новых книг мало таких, которые я обычно покупаю и читаю. Как по мне, $9 в месяц за такую услугу — это просто воровство", — говорит Эми.

В Украине онлайн-архивов, которые предоставляли бы книги в аренду, нет. Но сервисов, продающих электронный контент, хватает. Одно из ведущих украинских издательств "Фолио" через Obreey Store сотрудничает с мобильным оператором Киевстар. В этом онлайн-магазине лицензированного электронного контента можно покупать книги, загружать бесплатно классическую литературу. Александр Красовицкий, генеральный директор и владелец "Фолио", говорит, что издательство также сотрудничает с российским ресурсом ЛитРес. Украине, по словам Красовицкого, по-прежнему не хватает четко действующего антипиратского законодательства. "Если вор будет сидеть в тюрьме, то подобные сервисы будут востребованы, — говорит он. — Это только увеличит продажи издательств".

Возможно, сервисы вроде Scribd станут началом конца для рынка бумажных книг и со временем изменят привычки читателей, да и сам подход к чтению. Получив доступ к многомиллионной библиотеке, пользователю тяжело удержаться от соблазна попробовать многое. Так что онлайн-библиотеки вполне могут создать новый тип читателя, который без сожаления бросает один роман ради другого и редкую книгу дочитывает до конца.

С возможностью такого сценария соглашается украинский писатель Сергей Жадан. Он признается Фокусу, что не слышал о Scribd, но был бы не против протестировать на этой платформе свои произведения. "Сам активно пользуюсь электронными библиотеками, только (прошу прощения у живых и мертвых авторов) пиратскими. Мои книги там, в принципе, тоже есть", — говорит он. Что касается будущего читательских привычек, то здесь, по мнению Жадана, дело не только в сервисах и электронных библиотеках, но в первую очередь в формате чтения с монитора. "Оно и правда отличается от чтения классического, с бумажных носителей, — говорит Жадан. — Информации все больше, но она становится рваной и короткой. Я за собой тоже это замечаю — с электронки тяжелее прочитать роман, чем на бумаге: не чувствуешь ритма, пропорций текста, тонешь в нем. Но вполне возможно, это признак моей личной неактуальности, а новое поколение читателей видит это по-другому".

Дуглас Клегг уверен, что люди и дальше будут читать только то, что их вдохновляет, а сервисы вроде Scribd помогут проводить своего рода книжный тест-драйв. "Потом те, кому понравились эти книги, пойдут и купят их, если захотят прочесть от начала до конца, — говорит Клегг. — Дело издателей и владельцев книжных магазинов — продать книгу. А мое — написать историю, которую читатели захотят читать и перечитывать много раз".

Любой каприз
Теперь книги можно не только качать и покупать онлайн. Авторы без помощи издательств могут сами создавать обложку, выбирать формат и отправлять свои произведения в печать

ЛитРес
380 000 электронных книг, а также самый большой в Рунете каталог лицензионных аудиокниг. В бесплатном доступе отрывки произведений, порядка 10% текста. Каждый месяц в каталоге компании появляется более 2000 новых книг. Ежемесячно сайт посещают 4 млн человек.

Kindle Direct Publishing
Платформа для прямых продаж книг авторами. На Amazon не менее 800 000 наименований электронных книг и около 2 млн бумажных. На Kindle Direct Publishing роялти автора составляет до 70% от стоимости произведения, цена книги — от $3 до $15.

Lulu
Ресурс работает по принципу самиздата. Любую книгу можно распечатать, выбрав обложку, формат и т. д. В коллекции — более 700 000 электронных книг, которые были опубликованы с помощью сервиса "печать по требованию". Более 2 млн зарегистрированных покупателей. Выручка автора — до 90% от стоимости произведения.

Автура
На этой платформе украинские авторы, публиковавшие как минимум одно свое произведение, могут выкладывать для скачивания электронные версии книг, оставлять свои реквизиты. Читатели по желанию могут заплатить писателю. На сайте доступны 1135 книг. Ежемесячно ресурс просматривают около 75 000 человек.
Сдались в аренду
Сервис Scribd работает по принципу облачного хранения документов с 2009 года

– В коллекции — 40 млн книг и документов на 80 языках
– Платформой ежемесячно пользуются 80 млн читателей в более чем 100 странах
– В Scribd Store авторы могут размещать свои тексты для продажи и оставлять себе 80% прибыли
– В 2009 году BusinessWeek назвал платформу самым интригующим стартапом
– В 2011 году на Всемирном экономическом форуме компанию назвали пионером в области технологий. Журнал Time в этом же году включил сервис в список десяти стартапов, которые изменят нашу жизнь

Яна Седова,
Фокус