Как пришло в упадок знаменитое виноградарство Подолья

80 лет назад подольское вино можно было встретить на рождественских столах украинцев и поляков. Сегодня на Подолье предпочитают выращивать томаты

Девушки внутри огромных бокалов для вина, гигантские бутылки муската и рислинга, украшенные гроздьями платформы. Так в сентябре 1935 года выглядел первый праздник виноградарства в польских Залещиках (нынешняя Тернопольская область). Сегодня даже знаменитые винные фестивали Закарпатья проходят с меньшим размахом — что говорить о приднестровском городке, где виноград сейчас выращивают разве что на верандах для красоты.

Особенно торжественным был сбор винограда в 1938 году. К празднику отремонтировали мост, соединявший Залещики и Буковину, — нынешнюю Черновицкую область, а тогда Румынию. Планировали даже засадить набережную пальмами, но не успели. Зато залещицкие санатории приготовили для туристок кое-что особенное. Журнал Moja Przyjaciolka ("Моя подружка") писал об оздоровительном курсе, куда входили ванны с виноградным соком и ежедневное поедание не менее килограмма ягод.

Виноград в Теплом Подолье приднестровской части Тернопольщины был сладок, пусть и созревал на неделю-другую позже, чем у румынских и венгерских конкурентов. Даже маленький виноградник площадью в полморга (около 0,3 га) мог приносить хозяину не менее 1000 злотых дохода в год. Для сравнения: годовая аренда двухкомнатной квартиры во Львове тогда обходилась в 180 злотых.
Все складывалось удачно: с 1929 по 1936 год площади подольских виноградников выросли в 13 раз. Очень кстати пришелся и отпуск польского премьера Юзефа Пилсудского в сентябре 1933 года в Залещиках – на регион обратили внимание туристы. Приднестровский городок пресса называла не иначе как "польский Южный полюс".

Плодово-выгодное
В 1939 году праздник сбора урожая в Залещиках должен был пройти 16-17 сентября. Но 1 сентября началась Вторая мировая война, и стало не до веселья. В Прикарпатье и на Подолье собрался цвет польской элиты: политики, дипломаты, правительство. 12 сентября Залещики бомбили немцы, а в полдень 17 сентября его заняли советские войска. Едва окончилась месса в костеле, народ вышел наружу, чтоб увидеть, как по холмам к городу подползают танки с советскими и польскими флагами. На первом был транспарант "Россия в помощь Польше". Народ аплодировал танкистам, но после 15-минутных приветствий раздался голос из мегафона: "Бросайте оружие! Руки вверх!".

Виноградарство в здешних краях после Второй мировой войны так и не восстановилось, чего не скажешь о фруктовых винах. Традиция их изготовления зародилась на Подолье еще в 1920-е. Во-первых, мест­ные фрукты славились по всей Польше: пресса называла их "подольской нефтью". Во-вторых, производству фруктового алкоголя способствовала налоговая политика Польши: за литр настоящего вина требовали 1,40 злотого (самый высокий акциз на спиртное в мире на тот момент), тогда как за литр фруктового — всего 20 грошей. И прощай, рентабельность: по цене одной бутылки подольского виноградного вина можно было купить три-четыре румынских. Гегемония фруктовых вин продержалась на Подолье долго. Еще в 1980-е в Каменец-Подольском изготавливали "Плодово-ягодное", которое народ за низкую цену называл "плодово-выгодным". Ну а нынешние жители Залещицкого района и вовсе специализируются на помидорах – в некоторых селах "томатные" теплицы стоят в каждом дворе.

Ирина Пустынникова, Фокус