Что поют, слушают, снимают и рисуют на Евромайдане
Майданы Украины не похожи друг на друга. В каждом городе дух протестов особенный — со своими музыкальными и культурными кодами
Во Львове студенческие митинги превратились в публичные лекции, в общение с университетскими преподавателями, "руханку" на морозе. Европейские лозунги львовского майдана были подкреплены музыкой — Muse, Florence and the Machine, The Black Eyed Peas.
В Харькове, где главную площадь Свободы власти города предусмотрительно обнесли железным забором, царит суровый дух правозащитного движения.
Киев радует разнообразием и парадоксальностью посланий на самодельных плакатах: "Я — капля в океане", "Легализируйте мудрость", "Главное достижение Майдана —
Кабмин уже 10 дней не ворует".
На киевском евромайдане нет не только мессий и вождей, но и знаков сумасшедшего карнавала, одним из которых девять лет назад была блаженная баба Параска. Молодые люди не стараются украсить себя миллионом ленточек, как в 2004-м, когда казалось, что на улицах Киева гуляют группы веселых вертепов. Сегодня необычные наряды протестующих — каски на голове, изолента на коленях — скорее элементы самообороны.
Зато признаки безумия начали проявляться в поисках врагов и в радикализации настроений. На одной улице девушки разносят бутерброды и цветы милиционерам, на другой — агрессивная часть митингующих бежит крушить мраморного Ленина. Безобидные лозунги художниц-активисток на акции "Женский голос Майдана" провоцируют агрессию и нападения со стороны правых сил. Представления о европейских ценностях у митингующих не совпадают. Для кого-то понятие "европейская нация" более актуально, чем "европейская страна".
Для многих украинцев одним из ярких воспоминаний евромайдана останется серия кинозарисовок режиссерской группы "Вавилон-13" (Владимир Тихий, Марина Врода, Александр Стекольников). Они снимают девушку, которая играет на белом рояле в переполненной мэрии, где люди спят на карематах. Снимают, как майдановцы спасают голубя, как музыканты группы "Гудаки" своим исполнением развлекают замерзших солдат.
Но самым заметным культурным символом евромайдана оказалась Йолка — народная инсталляция на главной площади страны. На ней зафиксирована память о кровавых событиях 30 ноября. Йолка стала огромной аналоговой стеной общения, намного более интересной, чем статусы в Фейсбуке.
Жаль, с музыкой Киеву повезло меньше. Пытки посредственными патриотическими песнями едва не охладили революционный пыл участников акции протеста. Люди с обостренным чувством прекрасного с трудом пережили выступления Никиты Джигурды и речь Никаса Сафронова вперемежку с самодеятельными коллективами из райцентров.
На евробаррикадах произошло еще одно знаковое событие. Тысячи людей наконец-то выучили первый куплет и припев национального гимна Украины. Неоднократные попытки украинских музыкантов сочинить нечто похожее на "Разом нас багато" не увенчались успехом: речитатив Сашка Положинского и Kozak System "Брат за брата" с трудом успевали читать с листа коллеги-музыканты, что уж говорить о людях на площади. Такую песню тяжело подхватить. Поэтому гимн звучит как никогда часто. Он стал молитвой для избиваемых студентов, которая объединила все протестные аудитории Майдана.
Киевский евромайдан пока не смог сформировать эстетические фильтры для своей главной сцены. Но это говорит лишь о том, что происходящее на площади — не фестиваль, где кто-то заказывает музыку, а живой организм, где отражаются проблемы общества. Впрочем, как говорил мой знакомый журналист из Словении, пережили коммунизм — переживем и демократию.
Текст: Вера Балдынюк, редактор онлайн-журнала Korydor