Земной парадиз. Страна победившего социализма
По иронии истории посреди швейцарской идиллии нередко вызревали революционные планы переустройства мира
Настроение: блаженная уютность существования
Звук: тихий шелест транспорта
Вкус: натуральное подсолнечное масло
Кино: "Визит дамы" (1989) Михаила Козакова
Книга: "Назову себя Гантенбайн" Макса Фриша
Сказочный край молочных рек и кисельных берегов. Швейцарцы гордятся доброй славой родины. Но здоровой самоиронии не теряют. Прозаик и драматург Фридрих Дюрренматт однажды сочинил странный рассказ. Об обычном швейцарском поезде, который, двигаясь по обычному швейцарскому маршруту, попал в необычный туннель, направивший его прямиком к расплавленному сердцу земли. Когда едешь по швейцарским дорогам, трудно понять, как в воображении писателя возникла эта апокалипсическая картина. Дороги, туннели, все виды транспорта здесь надежны, как знаменитые швейцарские часы. "Тут тебе не удастся пережить никаких приключений в пути, — наставляет знакомая швейцарка. — Все тщательно продумано за тебя и сделано для тебя". И, поразмыслив, добавляет: "Можно умереть от скуки".
Швейцария — страна буколических ландшафтов. Когда я об этом говорю знакомому швейцарцу, он с улыбкой подтверждает: "Да, слишком идилличны". Здесь есть все, чем только может порадовать природа этих широт. Островерхие горы. С размахом разлитые озера. Неширокие, хотя стремительные реки, напоминающие о близости гор. Плюшевые холмы с ухоженными коровами на склонах. Обволакивающе мягкий климат. Эта мягкость даже в палитре, которой пользуется местная природа. Швейцарская осень, например, избегает буйной игры красок, ярких цветовых пятен. Ее стихия — переливы полутонов.
Швейцария — несгораемый сейф Европы. Место дорогих курортов и встреч самых влиятельных людей мира. Страна с репутацией богача. Того, который не кричит, а, напротив, молчит или на худой конец шепчет о своем богатстве. Офисы Национального швейцарского банка в Берне и Цюрихе едва ли привлекут к себе внимание туристов. Собственное богатство тут не принято выставлять напоказ. Что, впрочем, не исключает забавного пристрастия швейцарцев к "мелким брызгам" роскоши в ее публичных проявлениях. Так на одной из цюрихских площадей "шепчет" о роскоши дорогостоящая каменная плитка, бог знает зачем имитирующая деревянный паркет. Или составленная из камней Сваровски новогодняя елка, которая возвышается в старом здании цюрихского железнодорожного вокзала. И не потому ли в своем невшательском особнячке он размалевал туалет гротескными "ужастиками"? Не за такими ли причудами роскоши Дюрренматту мерещились призраки катастроф?
Швейцария — воплощенная мечта о справедливом и гуманном обществе. Государство, чья культурно-языковая толерантность допускает существование четырех официальных языков: немецкого, французского, итальянского и ретороманского. На последнем, между прочим, общается около 1% населения страны. За достигнутые соцстандарты ее полушутя-полусерьезно называют страной победившего социализма. По иронии истории, победившего в недрах самого что ни на есть развитого капитализма. Достойный ответ товарищу Ленину, сочинявшему в Цюрихе "Апрельские тезисы". Кстати, дом, в котором жил Ленин, находится по соседству с домом, в котором умер Георг Бюхнер — немецкий писатель-бунтовщик, бежавший с родины в Швейцарию. Это ему принадлежит знаменитый лозунг всех революций: "Мир — хижинам, война — дворцам". Швейцария и революционеры — отдельная тема. Лучшее место о ней поразмыслить — легендарное кафе "Одеон" в Цюрихе, где бывали Ленин, Троцкий, а также многочисленные революционеры от культуры. Парадоксально, что именно в Швейцарии, посреди "земного парадиза", и вызревали самые отчаянные планы преобразования мира, искусства и человечества.
Евгения Волощук, Фокус