Как устроена Нацгвардия Украины
Фокус узнал, как устроена Национальная гвардия и способна ли она защитить страну
"Он правильно держит гранатомет? Возможно, стрелять нужно с другой стороны?" — неуверенно спрашивает глава МВД Арсений Аваков у рядом стоящих офицеров. Молодой солдат несколько минут целится в мишень, и после громкой команды офицера-инструктора "Выстрел!" ручной противотанковый гранатомет на его плече издает резкий визг. Доля секунды — и вдали, на полигоне, граната ударяет в цель и взрывается. "Правильно! Хотя, я бы стрелял наоборот", — сознается министр.
Уже неделю в Новых Петровцах, на территории части бывших внутренних войск (ВВ), приютившей недавно созданную Национальную гвардию, живут полтысячи бойцов Самообороны Майдана. Они одними из первых записались в гвардию добровольцами и сейчас обучаются военному делу под руководством тех, кто еще недавно стоял по другую сторону баррикад, — командиров ВВ. Им предстоит стать боевыми соратниками, ведь именно вэвэшники наряду с бойцами Самообороны станут основным кадровым резервом нового военного формирования.
Смена вывески
В середине марта Верховная Рада решила создать Национальную гвардию, ликвидировав попутно внутренние войска. Суть новации — вместо ВВ в стране появится военное формирование численностью 60 тыс. человек, с правоохранительными функциями, подчиненное МВД.
Главной целью его существования, по мнению законодателей, должна стать защита интересов граждан, обеспечение госбезопасности, защита границ и борьба с террористическими группировками. Кроме того — и в этом главное отличие новой структуры от внутренних войск — гвардия может участвовать в боевых действиях наряду с армией. И реагировать на внешнюю угрозу будет быстрее, чем Минобороны, ведь для того чтобы направить куда-то войска, нужно согласие парламента, а вот Нацгвардия имеет право действовать без такой процедуры.
Глава МВД уже заявил, что новая структура сможет противостоять попыткам дестабилизации страны.
Своеобразный ребрендинг ВВ, на который поспешно пошли депутаты, выполняет и две другие задачи, не задекларированные в законе, но от того не менее важные.
Нацгвардия поможет мобилизовать добровольцев, готовых пойти на службу прямо сегодня, что важно в дни военной интервенции со стороны России. По словам Авакова, добровольцами в военкоматах записалось уже около 50 тыс. человек. Но эти люди вряд ли моментально окажутся с оружием в руках в рядах вооруженных сил, даже если сама армия этого захочет — в Минобороны не отработана система формирования резерва и быстрого обучения новобранцев. А вот Нацгвардия мобильна: первые 500 добровольцев, рапортует министр, прибыли на учения уже на следующий день после принятия закона.
То, что эти несколько сотен бойцов состоят исключительно из представителей Самообороны Майдана, не случайность. Именно превращение полуформальных "боевых" организаций протеста в реальную законную силу и стало второй неписанной задачей, которую власти пытаются решить с помощью Нацгвардии.
Премьер Арсений Яценюк заявил, мол, кто хочет оборонять страну, тот записывается в гвардию. "Все остальные, кто ходит с оружием по улицам, — преступили закон", — добавил он, подтвердив, что правоохранители станут задерживать таких "самооборонцев".
Руководитель Самообороны Андрей Парубий, ставший теперь секретарем СНБО, рассказал Фокусу, что в ближайшее время по всей стране около 5 тыс. его "подчиненных" будут носить звание гвардейца. Их ждет медосмотр, ускоренный курс молодого бойца. А дальше — на выбор — подписание двух типов контрактов: или на участие в учениях с дальнейшей отправкой в резерв, или на постоянную службу в Нацгвардии.
На новом месте
Новопетровский лагерь бойцов, еще недавно оборонявших Майдан, не слишком отличается от вчерашнего лагеря в центре Киева: мест в казармах внутренних войск им не хватило, и поэтому добровольцы обитают в двух десятках больших армейских палаток.
Возле входа в этот городок — караульный пост, на котором дежурят по два часа. В стороне "информационный центр" — большая палатка, где под руководством офицеров потенциальные гвардейцы подписывают контракты. Здесь же, в углу, — часовня с иконами и другими культовыми атрибутами. Напротив строгий командир, копирующий паспортные данные новобранцев.
"Скажите, а смогу я после обучения здесь пойти служить в милицию?" — неуверенно спрашивает молодой светловолосый парень, на вид лет 20, у стоящего в углу подполковника. "Да, конечно, — отвечает офицер. — Это можно считать классической "учебкой". "Понимаете, я уже пытался попасть в классическую учебку. Но не смог, — продолжает парень. — Доктора нашли у меня плоскостопие". Но на самом деле, уверяет паренек, болезни нет, мол, даже есть заключение врачей учебки. Офицер теряется — плоскостопие нельзя вылечить, потому оно не может "пропасть". Но позже находит ответ: наверное, врачи, видя, что парень рвется в армию, хотели взятку, а не получив ее, поставили штамп "негоден". Теперь же, говорит полковник, мечта парня совершенно точно осуществится — он будет милиционером.
Милиция с народом
А вот осуществится ли мечта людей, придумавших новое формирование, — большой вопрос.
Генерал Николай Мельник, который создавал первую украинскую Нацгвардию в 1991 году, считает, что самый проблемный нюанс нынешней структуры — это ее подчинение МВД. В разговоре с Фокусом Мельник назвал происходящее "сменой вывески". Мол, ВВ просто поменяло название, но не изменилась ни его суть, ни "милицейское мировоззрение" руководства. Милиция сегодня дискредитирована, считает генерал, поэтому много опытных офицеров, которые потенциально могли бы присоединиться к гвардии, из принципа не пойдут работать в структурное подразделение МВД. Кроме того, если милиция нацелена на борьбу с внутренними беспорядками, то одна из задекларированных целей новой структуры — противоборство с внешним противником, в борьбе с которым, считает Мельник, лучше иметь автономность от МВД.
А вот фактический главнокомандующий Нацгвардии Степан Полторак пояснил Фокусу, что выделять гвардию в самостоятельный орган нерационально. Мол, основную часть своих задач она будет выполнять в мирное время, когда сотрудничество с милицией особенно важно. А сделав ее дополнительным силовым органом, власть получит проблему координации действий разных структур.
В любом случае гвардия в ее нынешнем виде — лишь промежуточный этап. Парламент обещает модернизировать свежепринятый закон. Юрий Сиротюк, член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, подавший собственный вариант закона о Нацгвардии, рассказал Фокусу, что депутаты голосовали за нынешний проект исходя из политической целесообразности и сложной ситуации в стране. Но документ нужно принципиально дорабатывать. Сиротюк уже настоял на нескольких кардинальных новациях. Например, в первичном варианте количество гвардейцев предусматривалось в количестве 33 тыс. человек, как было в ВВ, — депутаты увеличили число до 60 тыс. Также парламентарии настояли, чтобы кандидатуру руководителя НГ президент подавал на утверждение Раде, чтобы уменьшить риск назначения на эту должность людей, лично преданных главе государства.
Депутат хочет изменить и два положения закона. Во-первых, избавить гвардейцев от обязанности конвоировать заключенных — мол, не ради этого люди отправляются в элитное войско. Во-вторых, стоит подчинить НГ напрямую президенту. Это, по мнению Сиротюка, разумно, ведь когда страна фактически находится в состоянии войны, военизированные формирования должны подчиняться главнокомандующему.
Параллельно депутат разрабатывает и другие проекты, которые вместе с уже принятым законом должны стать фундаментом будущей боеспособности Украины. Первый — о национальном резерве, предусматривающий возобновление практики допризывной гражданской подготовки школьников и возврата к существованию военных кафедр в университетах. Другой проект, находящийся в работе в ВР, разрешит гражданам хранить у себя огнестрельное оружие.
Пока депутаты совершенствуют законодательную базу, в НГ активно записываются все новые добровольцы. Их ждет настоящая армейская служба. По крайней мере, именно в этом самообороновцы во время учений убеждали министра МВД. "Вас действительно учат воевать или руководство НГ устроило показуху ради министра?" — тихонько спрашивал у пацанов Аваков. "Учат", — так же негромко отвечали шефу МВД гвардейцы.
Кстати, эти же парни утверждали, что не видят проблемы в том, что обучают их те, кто еще вчера был по ту сторону баррикад. "Перед лицом общего врага прошлое становится второстепенным", — говорит один из бойцов министру. Аваков качает головой.
7 фактов о Нацгвардии Украины
НГ — государственное военизированное формирование, входящее в систему Министерства внутренних дел Украины
История. Впервые Национальную гвардию в Украине создали в 1991 году. Тогда это было военное формирование из 7 дивизий по 5–7 тыс. человек в каждой. Соединения НГ дислоцировались в Киеве, Харькове, Одессе, Чугуеве, Донецке, Симферополе и Львове. В 2000 году гвардию расформировали и создали вместо нее внутренние войска. 13 марта 2014 года НГ появилась вновь.
Главные задачи — охрана и защита жизни, прав и свобод граждан Украины, общества и государства. Охрана общественного порядка. Борьба с незаконными и вооруженными формированиями на территории Украины. Охрана границ государства. Антитеррористическая деятельность. Охрана стратегических объектов.
Структура. НГ организована на базе внутренних войск, соответственно, все военные части, учебные центры, вооружение и прочее имущество ВВ перешли к гвардии. Сейчас по всей территории страны размещены 54 части теперь уже НГ.
Вооружение — пистолеты Макарова, автоматы Калашникова АК-47, снайперские винтовки Драгунова (СВД), ручные противотанковые гранатометы (РПГ), крупнокалиберные пулеметы Владимирова, бронетранспортеры, вертолеты Ми-8 и др.
Руководство. Во главе НГ стоит главнокомандующий, кандидатуру которого утверждает парламент с подачи президента.
Личный состав. Законом предусмотрено, что в НГ служат 60 тыс. человек, но в особых случаях Верховная Рада может увеличить их число. Личный состав комплектуется из контрактников, а также призывников и добровольцев. В будущем НГ планируют комплектовать исключительно за счет контрактников.
Юрий Опока, Фокус