Тяжелые выходные в Донбассе: главные итоги

Сепаратисты все-таки провели свой "референдум", но не знают, что делать дальше

Выходные 9-11 мая Украина ждала с тревогой. Причины очевидны: День победы – главный праздник для сепаратистов и пророссийского населения в целом. А 11 мая в Донецкой и Луганской областях должен был состояться псевдореферендум о самоопределении. Прогнозы были самые мрачные – от терактов в Киеве до прямого вторжения российских войск. Реальность оказалась не столь пугающей, хотя и антитеррористическая операция большими успехами похвастать не может.

Главные итоги последних дней:

1. Сепаратисты не контролируют Донбасс полностью. Это было понятно и раньше, но огромные трудности, с которыми они столкнулись во время "референдума" это подтвердили. Ряд регионов, к примеру, север Луганской области, и вовсе настроен категорически против сепаратизма. Фактически, под контролем террористов находится только центр Донетчины - треугольник Донецк-Славянск-Снежное - и отдельные города Донбасса, например, Мариуполь или Стаханов.

Чтобы увеличить изображение, перейдите по ссылке

2. Таким образом, "референдум" о самоопределении полностью провалился. "Волеизъявление", которое проходило в ряде городов, имеет с настоящим референдумом намного меньше общего, чем даже недавний референдум в Крыму. Перечислять все нарушения бессмысленно: от напечатанных на домашних принтерах "бюллетеней" до возможности голосовать за соседей, еще и по несколько раз. Впрочем, сепаратистов это явно не заботило. Результаты "референдума", в котором, по их утверждению, приняли участие миллионы жителей области, были "подсчитаны" за пару часов. А результат, 89% за отделение от Украины, в точности совпадал с тем, который ранее просил "нарисовать" лидер Русского народного единства Баркашов в разговоре с одним из донецких боевиков (разговор был перехвачен и выложен в интернет украинскими спецслужбами).

3. Но дальнейшая стратегия у сепаратистов, похоже, отсутствует. Так, глава их "центризбиркома" Роман Лягин утверждает, что в статусе региона после референдума ничего не изменится. Тогда как в Луганске ранее заявляли, что 11 мая прошел первый этап "референдума", о независимости региона, а 18 мая состоится второй – о присоединении к России. Член "президиума совета Донецкой народной республики" Борис Литвинов заявил, что его боевики не будут срывать президентские выборы 25 мая, в то время как "народное ополчение Луганщины" обещает, что они не состоятся. Создается впечатление, что референдум 11 мая был для сепаратистов самоцелью, а что делать после него, они не подумали. Или им не сказали.

4. Тем более, до сих пор нет официальной позиции российской власти, которая обычно очень оперативно реагирует на все события в Украине. Так, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил журналистам, что его шеф "сформулирует позицию по референдумах по их итогам". Или Россия продолжает делать вид, что события в Донбассе развиваются без ее участия, а сепаратисты независимы в своих действиях. Как было недавно – Путин "рекомендовал" сепаратистам перенести референдум, а те рекомендацию своего кумира "неожиданно" отвергли.

5. Зато понемногу начинает проясняться позиция Рината Ахметова, которого давно, хоть и без прямых доказательств, считают причастным к разжиганию сепаратизма в "своем" регионе. Он наконец-то отказался от общих слов про "мир и единство" и прямо потребовал от власти прекратить антитеррористическую операцию. Хотя это полностью совпадает с требованиями сепаратистов, не стоит думать, что "хозяин Донбасса" открыто перешел на их сторону. Скорее РЛА решил, что ставки уже достаточно высоки, и обращается к власти с предложением усмирить сепаратистов в обмен на преференции для бизнеса и федерализацию в том или ином формате. Это подтверждает вторая часть заявления его компании "Метинвест", котоаря будет создавать из своих работников некие "народные дружины для поддержания порядка". Но здесь есть два неясных момента: во-первых, непонятно, как он будет бороться с вооруженными до зубов сепаратистами силами безоружных народных дружин (а в заявлении говорится именно о дружинниках, а не о создании частной армии); во-вторых, есть большие сомнения, что Ахметов до сих пор контролирует ситуацию в регионе и может руководить теми же сепаратистами.

6. Украинские войска, милиция и добровольческие формирования наконец-то начали применять оружие тогда, когда этого требует устав или диктует обстановка, а не безропотно капитулировать и отдавать оружие. В Мариуполе они ответным огнем встретили нападавшую, хоть и плохо вооруженную толпу сепаратистов. В Красноармейске боец то ли батальона "Днепр", то ли другого формирования застрелил сепаратиста, попытавшегося отнять у него автомат.

От того, подействуют ли такие меры на местное пророссийское население, и какой план действий выберет Россия, зависит развитие ситуации на Востоке в ближайшие дни.

Милан Лелич, Фокус