Жизнь в оккупации. Что изменилось в Крыму под флагом России
Полуостров уже утопает в российских триколорах, но качественных изменений жизни пока нет
"Крымнаш". Точнее, уже их. Пересечение границы с аннексированной АРК занимает от 3 до 7 часов. У кого-то возникают сложности с заполнением миграционных карт, кто-то забывает паспорт и берет с собой водительское удостоверение, кто-то просто не хочет их заполнять или просто задает много вопросов, что затягивает процесс проверки документов (при въезде в АРК теперь необходимо указывать паспортные данные, цель и срок визита).
"Ну, доедете до Мелитополя, потом сами будете объясняться, или обратно пешком", - отсекает проводница.
Пограничный режим, откровенно говоря, работает с перебоями. Причина – нехватка сотрудников на границе. Сейчас к местным на помощь якобы перебрасывают пограничников из Ростова-на-Дону.
Семейная пара рядом со мной перешептывается:
- Ты жилье уже нам нашел?
- А что его искать, никто сейчас почти не едет в Крым, я звонил – все пустое, так что выберем на месте. Кстати, Макдональдс не работает в Симферополе на вокзале, закрыли, знаешь?
- Да, слышала. Путин же хочет создавать новый отечественный продукт. "Борщ фаст фуд" (смеется).
На Перекопе стоят броневики, рядом – баррикады из мешков. "Переводим часы, переводим часы на час вперед", - оглашает проводница.
Проезжаем мимо пастбищ вблизи Джанкоя. Четырехлетний сын спрашивает маму: "Это корова украинская или уже русская?". Однозначного ответа на вопрос не получает.
- Няш-мяш, няш-мяш, - запевает тот же мальчик, спустя некоторое время.
- Никаких "няшмяш"!, – перебивает мама. В купе дружно начинают учить ребенка новым песенкам.
Прибываем в Симферополь. Столица Крыма, судя по всему, готова отражать атаки фашистских захватчиков. Танки уже не ездят, но отряды так называемой "самообороны" город патрулируют. После событий в Одессе на центральной площади Симферополя возлагают цветы. На постаменте – плакаты "Крым скорбит", "Позор киевским властям, учинившим геноцид на юго-востоке", "Нет слов передать эту боль", "Долой проклятый фашизм из Украины", "Бандеровцы ответят за каждую каплю пролитой славянской крови".
В авангарде борьбы с фашистами стоят бабушки.
- Да их всех там поубивать надо, как они страну до такого довели! Когда Меркель и Обама разговаривают, меня прямо трясет. Я рисую плакаты и вас зазываю к нам, нужно всем сказать и показать, какие они там гавценюки все, - вещает на площади пенсионерка Галина в преддверии митинга 11 мая в поддержку сепаратистов Донбасса.
Впрочем, большинству людей вовсе не до референдумов в Донбассе. Местные жители больше озабочены вопросами банковской сферы, а также перерегистрацией и получением паспортов. Всех госслужащих заставили поменять паспорта, а за их получением тянутся ежедневные очереди, в которых нужно стоять 3-4 часа. За возвратом вкладов простаивают очереди и в банковские отделения, в основном – у Приватбанка.
Очередь у Главпочты
У бизнеса проблемы возникают пока на почве курсовой разницы. Из-за нее приходится платить больше, чем было раньше, так как налоги необходимо перечислять в рублях.
Отдельная песня, волнующая как обычных граждан, так и предпринимателей, – курортный сезон. На российском телевидении уже рассказали о том, какой наплыв туристов в Крым состоялся на майские праздники. Картинка, правда, подкачала – заснять "ажиотаж" не удалось даже мастерам российской пропаганды. Сами предприниматели признают, что в мае всегда было много брони в отелях. Сейчас же – почти ничего. Вместо отдыхающих Крым наводнили триколоры и портреты Путина.
Константин, студент исторического факультета ТНУ:
Университет будут переименовывать - в Крымский федеративный университет или Таврический федеративный (ТФУ), пока еще точного названия нет. Нашу кафедру истории Украины будут в следующем учебном году переименовывать в кафедру регионоведения. Наобещали разных лабораторий, мастерских, посмотрим, конечно, но верится с трудом. В обычной жизни особо ничего не изменилось, несколько человек из моей группы уехали в Запорожье и во Львов. На сегодняшний день, думаю, процентов 20 студентов после окончания своего курса будут переводиться в украинские вузы. Многие просто хотят сдать сессию и уехать. Лично мне психологически трудно, некое ощущение чужеродности. Давления вроде нет, но оно есть.
На 1 мая добровольно-принудительно собрали марш – с каждого факультета по 30-40 человек. Все было в российских флагах, все, я такого моря еще никогда не видел. Классический советский Первомай.
Сейчас на всех действует очень сильная пропаганда, везде эти флаги, георгиевские ленточки, а бабушки - краткий пересказ канала Россия 24. Очень агрессивная и действенная пропаганда. Это как Германия в 1938 - поиск врагов, особенно внешних. Даже в сообществах в социальных сетях, в кино, в музыке, отовсюду – политическая информация с нужной трактовкой.
В рублях я пока не расплачиваюсь, на этом часто обманывают, округляя сумму при переводе валют. А стипендию когда получил, успел перевести в гривну по курсу 3,8, так что немного выиграл в этом плане. Единственный позитив.
Катерина, студентка географического факультета ТНУ:
Ни с какими трудностями мы не сталкивались, стипендию всем дали вовремя, а о больших изменениях судить еще рано. Плохо вот, что в этом году я не смогу поехать на дальнюю практику, Карпат уже не будет, а Байкала - еще. Да и на проезд в поездах студентам нет скидок. С загранпаспортами пока неясная ситуация. Подвернулась отличная возможность поступить в магистратуру в Питере или Москве на бюджет, раньше о таком только мечтала. Никогда не чувствовала себя в Украине, не ассоциировала себя с ней и не буду. Вот зачем, например, парню из Крыма, который всю жизнь говорит на русском, для того чтобы поступить на физический факультет у нас в ТНУ нужно было сдавать украинский язык? Тут никто никогда не говорил на украинском языке, все было связано с Россией – и история, и культура. Но если не смотреть новости, то жизнь особо не изменилась, только цены в рублях. В целом, мы сделали свой маленький цивилизационный выбор: Крым – Россия, Украина – Европа.
Александра (имя изменено по ее просьбе), сотрудник налоговой инспекции в Симферополе:
Меня заставили поменять паспорт сразу после референдума. Сейчас на работе учим российскую законодательную базу, и как нужно работать в целом. Правда, женщина, которая ведет курсы, сказала, что наша система проверки частных предприятий – современнее лет на 7 чем та, что сейчас в Краснодарском крае. Скоро будем проходить тестирование, так что нужно заниматься, нельзя потерять работу. Не знаю, сможет ли мой муж ее сохранить, сейчас многих увольняют, сокращают, а у нас двое детей. Кстати, по поводу детей: 1 мая моего сына заставили идти в общей колонне на демонстрации перед портретом Путина. Не с классом, а как бы от города, и даже не спросили моего разрешения. Это ужас.
Елена, архитектор:
Каждый слышит то, что он хочет слышать. Я рада тому, что у нас не было таких событий, как в Донецке и Одессе. Нет убийств и слез. Нас от этого уберегли. Пенсионерам уже подняли пенсию, молодежь, правда, ничего хорошего не ощутила еще. Лично меня раздражают везде висящие российские флаги, раньше не было ни одного украинского флага, даже крымские через раз висели. На майской демонстрации их было больше, чем в Москве. Еще не нравится то, что некоторые зарубежные компании прекращают свою работу в Крыму или переезжают на материковую часть Украины. У некоторых знакомых проблемы на работе. Татары сильно волнуются, что их снова депортируют. Но в целом, живем, как и жили раньше.
Крымский татарин, пожелавший не называть себя:
Мне тяжело. В моей жизни после референдума лично изменилось многое, самое главное – в моральном плане. И я бы не сказал, что эти изменения идут на пользу адекватным людям, которые населяют полуостров. Мы, конечно, де-факто оказались в России, но я считаю, что для адекватных людей Крым - украинская земля. Картинка, которая показывается в российских СМИ, что в Крыму якобы ущемлялись права русских, на самом деле не имеет ничего общего с реальностью, я бы сказал даже наоборот, что в Крыму сейчас больше обострилось давление и запугивание других народов. Так называемые самопровозглашенные власти Крыма, "защитники Отечества" или отряды самообороны Крыма все больше и больше нагнетают обстановку по отношению к крымским татарам. Недавно зверски убили Решата Аметова. Вчера так называемые самообороновцы Крыма избили члена Меджлиса Абдурамана Эгиза, не представившись и требуя от него предъявить документы, удостоверяющие личность. Я не верю ни единому слову Путина и крымских "властей". Изменений в лучшую сторону пока не видно, зато у всех появилась куча проблем.
Алла Вовк, Фокус