Время собирать камни. Как выполняются требования Майдана
Более трех месяцев прошло со дня бегства экс-президента Виктора Януковича. Этого объективно мало, чтобы в стране, находящейся в условиях неприкрытой агрессии со стороны России, произошли действительно революционные перемены. С другой стороны, постмайданная власть тоже не делает всего от нее зависящего. Фокус разбирался, какие ожидания удалось реализовать, а какие – нет
Чего добился Майдан
1. "Україна – це Європа!"
Евроинтеграция. Майдан начался 21 ноября 2013 года после того, как правительство Николая Азарова отказалось от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Спустя четыре месяца, 21 марта, новый премьер Арсений Яценюк в Брюсселе подписал политическую часть Соглашения. В ней ЕС признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор, заявляя, что демократия, уважение прав человека, его основополагающих свобод и верховенство права являются ключевыми элементами Соглашения. В политической части также идет речь об уважении независимости, суверенитете, территориальной целостности и нерушимости границ Украины. Подписать экономическую часть Соглашения, когда между ЕС и Украиной заработает зона свободной торговли, правительство планирует после инаугурации новоизбранного президента. При этом уже с 15 мая 2014 года ЕС открыл свой рынок для украинских товаров, обнулив 98% всех ввозных пошлин. Среди тех, кто оказался в выигрыше – экспортеры стали, сырья металлургической продукции, а также аграрии. По оценкам Евросоюза, отмена ввозных пошлин может сэкономить Украине около € 500 млн в год.
2. "Владу – народу!"
Общественный контроль. Гражданское общество начало влиять на кадровую политику власти. В первую очередь в силовых структурах. Так, под руководством активиста Майдана Егора Соболева заработал Люстрационный комитет, который отбирает кандидатов на должности руководителей областных управлений внутренних дел. Нынешний начальник Львовского УМВД Дмитрий Загария, к примеру, был лишь 16 в списке претендентов на свое кресло. Каждого из них Комитет проверил на причастность к коррупции. Другой пример – нынешний глава Киевской областной милиции. На эту должность новая власть лоббировала назначение Игоря Гринцевича, работавшего до этого начальником скандального Шевченковского райотдела столичной милиции. Под давлением общественности вместо него главой областного УМВД назначили Ярослава Голомши.
3. "Нова країна!"
Дан старт реформам. Верховная Рада приняла ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией. В числе самых знаковых закон о восстановлении доверия к судебной власти, предусматривающий четкий механизм увольнения судей с запятнанной репутацией; об общественном телевидении и радиовещании, когда в стране на основе государственных теле- и радиокомпаний наконец-то должен появиться независимый вещатель; о прозрачности тендерных процедур, обязывающий публикацию информации обо всех государственных закупках.
4. "Межигір"я – народу!"
"Межигорье" превратилось из недоступной крепости в музей с демкоратичной ценой на вход. Фото: Фокус
Национализация украденного имущества. Начат процесс возвращения государству земель и объектов, присвоенных чиновниками предыдущей власти. 23 февраля сего года Верховная Рада своим постановлением вернула на баланс Фонда государственного имущества скандально известную президентскую резиденцию Межигорье, а также решила расторгнуть договор аренды резиденции Сухолучье, ставшие символами коррупции времен Януковича. Часть экспонатов из Межигорья нынче выставлена в Национальном художественном музее Украины. Среди них – картина российского художника Василия Поленова "Христос и грешница". Год назад на аукционе в Великобритании ее купили более чем за 4 млн фунтов стерлингов.
5. "Київраду геть!"
Местные выборы. Почти год столичные активисты боролись за право выбирать себе мэра и городской совет, чьи полномочия истекли еще в начале лета прошлого года. В минувшее воскресенье эти выборы наконец-то состоялись. В этот же день своих градоначальников смогли выбрать жители Черкасс, Николаева, Сум, Херсона и Черновцов, где кресло мэра также пустовало долгое время.
Чего Майдан пока не добился
1. "Беркут – на палю!"
Убийцы майдановцев не найдены. Заказчики и исполнители расстрела на Институтской, убийств на Грушевского, пыток и похищений активистов Майдана и журналистов, судя по всему, уйдут от ответственности. Арестована лишь дюжина "стрелочников" из числа работников силовых структур. Парламентская комиссия по расследованию преступлений, совершенных милиционерами против Майдана, которой руководит народный депутат Геннадий Москаль, за четыре месяца работы большими успехами похвастать не может – ее стараниями в Генпрокуратуру отправлены материалы лишь по разгону студенческого Евромайдана 30 ноября прошлого года. Москаль утверждает, что объективное расследование провести сложно, поскольку множество причастных к расстрелу Майдана беркутовцев сбежали в Крым, где приняли российское гражданство. Рассчитывать на их экстрадицию не приходится, да и сама украинская милиция с расследованием не спешит. "Со стороны правоохранительных органов идет прямой саботаж заседаний временной следственной комиссии. У них сегодня есть хорошая отговорка – антитеррористическая операция", – возмущается Москаль.
2. "Зека – геть!"
Виктор Янукович удалился, но наказания так и не понес
Экс-чиновники ушли от наказания. Против Виктора Януковича и его одиозной команды в Украине начато уголовное делопроизводство, но нет смысла рассчитывать, что в ближайшем будущем они окажутся на скамье подсудимых. Вместе с бывшим министром внутренних дел Виталием Захарченко, экс-министром доходов и сборов Александром Клименко, бывшим Генпрокурором Виктором Пшонкой, а также главой СБУ Александром Якименко Янукович бежал в Россию. При этом оставшихся высокопоставленных чиновников вроде бывшего первого зама Пшонки Рената Кузьмина, оскандалившегося делом Тимошенко, и экс-вице-премьера Юрия Бойко с его буровыми вышками, новая власть не трогает.
3. "Хабарників за грати!"
Коррупция не исчезла. После победы Майдана в работе милиции, судов, налоговой, таможни мало что изменилось. Коррупционные схемы по-прежнему остаются, разве что у их "руля" встали новые лица. В конце апреля старший следователь Министерства доходов и сборов попался на взятке в почти миллион гривен. В министерстве проблему признают. "Вроде бы размеры взяток уменьшились, но они существуют", – заявил заместитель министра Михаил Ноняк. По информации парламентских источников Фокуса, влияние на налоговую и таможню сохранил глава профильного комитета Верховной Рады регионал Виталий Хомутынник, имевший до недавнего времени очень тесные связи с "семьей" беглого президента. Правда, сам Хомутынник свое кураторство этих ведомств отрицает: "Информация о том, что я имею отношение к назначению руководителей налоговой и таможенной служб, не соответствует действительности".
4. "Голосуй особисто!"
Бывшие оппозиционеры из "Батькивщины" вновь занялись излюбленным делом украинских депутатов
Не по Конституции. Кнопкодавство и совместительство, с которыми так яростно боролись в свое время бывшие оппозиционеры, сейчас успешно распространилось среди них самих. Глава Киевской горадминистрации Владимир Бондаренко, к примеру, уже не первый месяц совмещает эту должность с депутатством в Верховной Раде, где входит во фракцию "Батькивщина". Усидеть на двух стульях сразу пытается и губернатор Львовщины Ирина Сех, до сих пор не сложившая полномочия народного депутата от фракции "Свобода". На звание же самого ловкого кнопкодава претендует Андрей Иванчук, заместитель главы фракции "Батькивщина", умудрившийся проголосовать сразу за 5 своих однопартийцев, когда Рада включала в повестку дня законопроект о проведении выборов в условиях военных действий.
5. "Люстрація!"
Старые кадры в украинской политике были лишь частично разбавлены новыми именами. Фото: nbnews.com.ua
Отсутствие новых лиц в политике. Все кандидаты, имеющие теоретические шансы на победу в президентских выборах, – люди старой формации. Каждый из них не менее полутора десятков лет занимал высокие должности в политической системы страны. "Новая генерация политиков", о которой так много говорили на Майдане, пока играет третьестепенные роли. При этом ряд запятнанных коррупцией чиновников прошлой власти, потерявших влияние после победы Майдана, смогли пробиться в команды и даже список претендентов на президентство.
Многие граждане Украины в Донбассе, как оказалось, стремятся жить в отдельном государстве. Фото: ostro.org
Украина по-прежнему расколота. Несмотря на то, что на Майдане боролись активисты из всех регионов страны, по-настоящему объединить Украину так и не удалось. Многие жители южных и восточных областей победу революции восприняли в штыки. Донести им свои прогрессивные демократические ценности майдановцы так и не смогли. Как следствие, раскол между условным Западом и Востоком, активно подогреваемый извне, стал ощущаться намного острее, чем раньше.
Милан Лелич, Фокус